На главную     
Биография
Шедевры
Картины
Рисунки
Этюды
Фото архив
Хронология
Его письма
Цитаты

Левитан и
Нестеров


Левитан и
Коровин


Левитан
и Чехов


Ал. Бенуа
и Левитан


Пастернак
о Левитане


В.Бакшеев
о Левитане


А.Головин
о Левитане


Федоров-
Давыдов
о Левитане


Тайна
Сказка
"Озеро"
Пастели
Музеи
Книжки
Гостевая
Ссылки

Крымов о
Левитане


Чуковский
о Левитане


Паустовский
о Левитане


Маковский
о Левитане


Островский
о Левитане


Волынский
о Левитане


В.Манин

Пророкова
о Левитане


Дружинкина
о Левитане


"Золотой
Плёс"


Евдокимов
о Левитане


Н.С.Шер
о Левитане


Захаренкова


   Григорий Островский. Рассказ о Левитане из книги "Рассказы о русской живописи"

   

 
Осенний день. Сокольники Осенний день.
Сокольники

"Одним из привычных нарицательных понятий нашей жизни стала «левитановская осень»: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки.
Левитана признают все - сторонники старой манеры и ее противники, поклонники Айвазовского, Шишкина и другие. Различие во вкусах уходит на задний план, и мало кто пройдет равнодушно мимо полотен Левитана. Левитан прожил недолгую жизнь - менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позже жизнь неустроенная, внутренне напряженная, полная несвершившихся надежд и горьких разочарований... Не случайно с именем Левитана принято связывать настроения грусти и меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек, сереньких, пасмурных деньков. "Осенний день. Сокольники", "Вечер. Золотой плес", "Тихая обитель", "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем" - вот характерные для Левитана мотивы.
Жизнь не баловала художка и в его творчество органично входят эти настроения, стремление в самой природе уловить и передать глубокие переживания и раздумья, волновавшие его самого и его поколение. Русская природа, непрестанная смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, наконец, отношение человека к природе - вот что становится содержанием творчества Левитана. Это не было уходом от действительности, в жанре лирического пейзажа он оставался художником глубоко личностным и в то же время обостренно чутким к веяниям и духовной атмосфере своего времени.
Однажды - это было летом 1892 года, когда Левитан жил в Болдине, бывшей Владимирской губернии,- художник долго бродил с охотничьим ружьем. Заблудившись в лесу, только под вечер вышел на незнакомую дорогу. Куда-то далеко-далеко, за линию горизонта, уходила широкая, плотно утоптанная дорога. По окольной тропинке брела старуха-богомолка, на краю дороги - придорожный крест с иконкой, а вокруг равнина без конца и края, холмики, бугорки, кустарники, рощи. Облака сплошь затянули небо, нависли над притихшей землей. Владимирка, печально знаменитый Владимирский тракт, по которому веками гнали в Сибирь арестантов. Сколько их прошло этой дорогой горя и скорби! Казалось, человеческие страдания навсегда вошли в самую природу, дорогу, растрескавшуюся от летнего зноя, печальные пустынные поля. Как в «Колодниках» А. К. Толстого:

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,-
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.

День меркнет все боле, - а цепи дорогу метут да метут.... Вернувшись домой, художник под свежим впечатлением, по памяти набросал при тусклом свете керосиновой лампы небольшой эскиз. А на следующий день снова пришел сюда с большим холстом.
«Владимирка» - это пейзаж по всем своим жанровым признакам и в то же время по смыслу своему - историческая картина. Большое социальное содержание художник сумел выразить именно в пейзажных формах, не прибегая к пояснениям и комментариям, а гражданские, общественные идеи слились с личными переживаниями автора, его глубоко взволнованным отношением к природе. Все здесь имеет самостоятельное значение и ценность - и свинцовое, тусклое небо, и одинокая фигурка странницы, подчеркивающая пустынность дороги, но за всем этим ощущается подтекст - не прямые аналогии, а сложные и опосредствованные ассоциации, возникающие в процессе не столько осмысления, сколько эмоционального переживания картины. И тогда «Владимирка» воспринимается обобщенным образом тоски и горя народного - без конца и без края, как это небо, эта земля, эта дорога и уходящие вдаль извилистые тропинки. И в то же время образом, исполненным своеобразного величия, эпического размаха и громадной, нерастраченной силы.
Природа в творчестве Левитана - не бесстрастный объект живописи. Она живет в его полотнах, в ней слышатся и грусть, и радость, и философские раздумья художника, и его тоска, и тихое умиротворение.
В пейзажах Левитана изображение человека очень редко, но он незримо присутствует. Иногда это видимые следы его деятельности - деревенские избы, мостки на реке, баржи у берега, запряженная лошадь перед крыльцом; но всегда это его чувства, мысли, тончайшие душевные движения и переживания. С Левитаном в русскую живопись входит пейзаж настроения, природа одухотворенная, исполненная сложной и богатой внутренней жизни, отвечающей душевному ладу и настроениям человека.
Вот, к примеру, «Март» (1895). Свободно и непринужденно кисть художника передает состояние пробуждающейся природы, свежий и влажный воздух, насыщенный дыханием пригретой земли, весеннее солнце, отбрасывающее от предметов синие тени на потемневшем ноздреватом снегу. Зритель не только видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает лошаденка, запряженная в низкие сани-волокуши… Так возникает образ природы - не статичной и застывшей, не «остановленное мгновение красоты», а природы трепетной, пульсирующей, живой. Левитан умел видеть и жадно, самозабвенно радоваться сияющему великолепию красок, стремительному ручейку, пробивающему дорогу в снежных сугробах, мартовскому солнцу, возвещающему приход весны, игре светотени в березовой роще, бодрящему ветру волжских просторов. В годы безвременья художник оставался верным мечте о радости и счастье, о жизни, такой же свободной и прекрасной, как эта природа. Такие картины, как «Свежий ветер», «Март», «Весна - большая вода», «Золотая осень» и другие, принадлежат к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в русской живописи. И в то же время радость у Левитана особая, по-левитановски грустная… «Когда вы смотрите „Весну" Левитана,- писал А. В. Луначарский, - ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычною силой: вы ощущаете ту сладкую грусть, ту тихую веселость, которая почти необъяснима и которою встречают весну чуткие души; жизнь возрождается с грустной улыбкой, ряд мыслей приходит к вам тихонько, сами собою; вы чувствуете, что хорошо жить и что жить грустно, и эта грустная радость жизни, сдержанная, чуть вздыхающая, в которой... как будто все стало понятно, но не уму, а сердцу…».

Побывал Левитан и в Крыму, и в Швейцарии, Италии, Париже, но все его помыслы были отданы России - Подмосковью, Волге, исконным русским землям - тверским, владимирским, рязанским... Из Ниццы, на берегу Средиземного моря, он писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». Последнюю свою картину, так и оставшуюся не совсем завершенной, художник назвал - «Озеро. Русь».



 Изумительный рассказ А.Бенуа »

Извините меня за рекламу: сервисное обслуживание ленд ровер и диагностика LR. - извините за рекламу; Новый Форд Куга демонстрирует отличную управляемость.

"Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю..." (Паустовский К.)



Исаак Левитан isaak-levitan.ru © 1860-2014. Все права защищены. Для писем: hi (а) isaak-levitan.ru
Републикация или использование материалов - только с однозначного разрешения www.isaak-levitan.ru


Rambler's Top100