Пастели Левитана. Работы художника в технике пастели. Статья А.А.Федорова-Давыдова
Луг на опушке леса
"Работы Левитана, выполненные пастелью, не были до сих пор предметом специального изучения. В лучшем случае некоторые из них рассматривались в общем потоке творчества художника. А между тем он превосходно владел пастелью. Быть может, именно в пастельных работах с особой силой раскрывается тончайшее понимание Левитаном цвета, его эмоциональной выразительности.
В пастели, с ее штрихами карандаша, как-то особенно ясно видишь свободу живописных приемов художника, их легкость. Достигнутая в результате огромного труда, техника выступает здесь перед зрителем, как бы шутя и играя, во всем обаянии изящной свободы.
Пастель позволяет с особой близостью воспринять работу художника, словно она совершается на наших глазах. Мы непосредственно ощущаем здесь живой трепет его почерка, как бы движение его руки.
Пастель занимала особое место в творчестве Левитана. Хронология его пастельных работ и тот факт, что он любил повторять масляные работы, особенно этюды, в пастели, заставляет нас задуматься над отношением художника к этой технике и над тем, какое место занимают пастели в общей творческой эволюции Левитана.
Первая известная нам пастель Левитана - «Близ Бордигеры, на севере Италии» (ГТГ). Трудно сказать, является ли она современным вариантом картины 1890 года или более поздним ее повторением. Увлечение Левитана пастелью начинается в 1893 году. Если ранее он и обращался к этой технике, то только в отдельных случаях.
Теперь же он начинает заниматься ею серьезно. В 1893 году Левитан исполнил десять пастелей, а в 1894 году - тринадцать. Пастель настолько увлекает его теперь, что в этой технике выполнена треть всех известных нам работ 1894 года (тринадцать из тридцати шести).
Но уже следующий год, год создания замечательных живописных картин, приносит нам только три пастели, правда, среди них такие, как «Хмурый день» (ГРМ) и «Разлив» (ГТГ). В дальнейшем Левитан пишет пастели только время от времени. Из известных нам тридцати шести пастелей Левитана двадцать шесть приходится именно на 1893-1895 годы.
Это невольно заставляет думать, что обращение Левитана к технике пастели было связано с определенными живописными исканиями. Искания эти привели к замечательным достижениям, к таким картинам 1895 года, как «Март» и «Золотая осень». Естественно, подобные достижения возникли не сразу; в пейзаже «Вечерний звон» 1892 года и в ряде этюдов 1893-1894 годов можно найти их зачатки.
А ведь как раз в 1893 году Левитан начинает увлекаться пастелью. Очевидно, он находил в технике пастели то, что позволяло ему лучше решать новые живописные задачи. Достигнув того, что он хотел в картинах и пастелях 1895 года, Левитан уже не видел далее надобности специально заниматься этой техникой. Он извлек из пастели все, что ему было нужно.
И потому позже художник обращается к ней только от случая к случаю. К сожалению, из десяти пастелей 1893 года до нас дошла только одна, да и то не пейзаж, а натюрморт - «Сирень» (собрание Т.Гельцер, Москва). Известна еще по репродукции пастель «Забытые», но мы можем судить лишь о сюжете и «настроении» этого пейзажа.
Оригинал «Сирени» позволяет рассмотреть технику и цветовое решение пастели. Сравнивая ранние натюрморты Левитана - «Ночные фиалки и незабудки» (ГТГ, 1889), «Одуванчики» (Чувашская государственная художественная галерея, 1880-е гг.) с «Сиренью» 1893 года, мы видим в позднем произведении большее обобщение и умение увязать формы между собою.
Техника пастели с ее бархатистостью фактуры и в особенности со свойственным ей методом прокладки больших цветовых пятен, по которым сверху штрихами карандаша накладывается как бы лессировочно другой цвет, - эта техника облегчала Левитану решение стоящей перед ним живописной задачи. Достигалось более декоративное решение натюрморта.
Именно благодаря этим штрихам один цвет заходил на другой, стирались резкие границы между фоном и изображаемыми предметами.
Эти приемы в еще более развитом виде мы находим в натюрмортах «Васильки» (собрание Т.Гельцер, 1894) и «Колеус» (Художественный музей им. М.Нестерова, Уфа, 1894) и в особенности в натюрморте «Белая сирень» (Омский государственный музей изобразительных искусств, 1895).
Конечно, не пастельная техника сама по себе определила такое решение, но она как бы наталкивала на него художника. Именно поэтому, вероятно, Левитан так усиленно использует эту технику при создании натюрмортов, а также повторяет или варьирует в пастели этюды пейзажей,
ранее написанные маслом - например, «Озеро Комо» (местонахождение неизвестно), «В бору. Осень» (собрание Т.Гельцер, 1894), «Хмурый день» и «Осень. Вблизи бора» (обе ГРМ, 1895), «У ручья» (ГТГ, 1899).
В работе «Осень. Вблизи бора» Левитан использует бархатистость и воздушность пастели, ее фактур} для того, чтобы лучше передать своеобразную «пушистость» листвы мелколесья на первом плане, контрастирующую со сплошной темной массой соснового бора вдали.
Противопоставление первого плана кар воздушно-пространственного дальнему, очевидно, интересовало в это время Левитана. Этюд маслом «Хмурый день» сохранился, и мы можем сопоставить его с замечательной пастелью, что позволяет с наглядностью увидеть специфически пастельные приемы Левитана для выявления характера пейзажа и его настроения.
Но и сама пастель говорит нам многое в этом отношении. В ее основе лежит прокладка пастелью основных серых цветов на больших плоскостях неба и воды. В небе по голубой основе Левитан прокладывает облака теплыми серыми и светло-коричневыми тонами и, наконец, белым, в наиболее выпуклой части клубящегося облака. Вода, вдали серо-голубая, ближе теплеет.
Рябь изображается теми же серыми и коричневыми тонами, что и облака. Между этими сходными большими пространствами неба и воды мы видим полосу берега, темно-зеленого справа и освещенного прорвавшимся сквозь облака солнечным светом слева. Цвет берега находит отклик в зеленом тростнике.
Разнородные сами по себе небо и вода вместе с тем оказываются близкими в живописно-цветовом решении.
В ряби воды и в тростнике мы наглядно видим, как используется техника пастели для выразительности детали, выразительности, которая усиливается от самого метода «наложения» штрихов одного цвета на большие плоскости другого цвета.
Техника пастели облегчила Левитану возможность чисто цветовой передачи тончайших оттенков света. Он смог придать большую мягкость и воздушность изображению, лучше связать между собою облака разных форм. Общая гамма пастели «Хмурый день» - жемчужно-голубоватая - передает ощущение проступающего изнутри сквозь тучи света.
Это и придает изображению ненастного хмурого летнего дня не мрачное, а радующее душу состояние; сквозь сырость и непогоду чувствуется летнее тепло и свет. Сложное состояние природы дано не столько как «движение», переход из одного состояния в другое, как, например, в картине «После дождя. Плёс» (1889), сколько как некое единство, сложное и многообразное.
Это требовало уже чисто цветового решения. Левитан и находит его в пастели.
Извините меня за рекламу: Индивидуальное хранение вещей в Москве в новом формате self storage.
"Вся жизнь, все творчество Левитана прошли над любимой им страной, над ее природой благотворным дождем, после него над русским пейзажем воссияла чудесная радуга, в ворота которой должны проходить все художники, любящие свою страну, свой народ, свою природу". (Нисский Г.Г.)