На главную     
Биография
Шедевры
Картины
Рисунки
Этюды
Фото архив
Хронология
Его письма
Цитаты

Левитан и
Нестеров


Левитан и
Коровин


Левитан
и Чехов


Ал. Бенуа
и Левитан


Пастернак
о Левитане


В.Бакшеев
о Левитане


А.Головин
о Левитане


Федоров-
Давыдов
о Левитане


Тайна
Сказка
"Озеро"
Пастели
Музеи
Книжки
Гостевая
Ссылки

Крымов о
Левитане


Чуковский
о Левитане


Паустовский
о Левитане


Маковский
о Левитане


Островский
о Левитане


Волынский
о Левитане


В.Манин

Пророкова
о Левитане


Дружинкина
о Левитане


"Золотой
Плёс"


Евдокимов
о Левитане


Н.С.Шер
о Левитане


Захаренкова


   Виталий Манин. Статья о Левитане из книги "Русский пейзаж", часть 2

   

 
Левитан Левитан за работой

Философской значительностью отмечена картина Над вечным покоем, которой сам художник придавал большое значение. В образе разверзшихся пространств грозового неба и взбудораженной водной стихии как бы сфокусировались взбаламученная российская действительность, накаленное брожение умов и готовое прорваться долготерпение российского общества. Образ картины Над вечным покоем вызывает множество ассоциаций, аллюзий, предположений. По-своему это свидетельствует о широте замысла художника. Ощущение мощи природной стихии и подразумеваемых в ней смысловых значений легко прочитывается в нарочитости экспрессивной пластики картины. Мотив, композиция, цветовая гамма глубоко характерны для русской природы. При этом надо подчеркнуть, что непременным условием пейзажей Левитана 1890-х годов становится выбор мотива. В мотиве художник искал соответствия своим идеям, переживаниям, концепциям. Но художник не только искал, но и «складывал», воображал, разрабатывал картинный образ, адекватный возникшему в сознании замыслу. Мотив обозрения мира с птичьего полета имеет много общего с картинами Нестерова. Композиция картины Над вечным покоем находит аналогию в полотне На горах (1896) и в более поздних произведениях Нестерова. Конкретный вид представляется обширной земной сферой, необъятным миром, пронзительным понятием родины. В этих картинах нет религиозного чувства, но есть философское общение с небом, единение с высоким и горним. И не случайно в картине Над вечным покоем встает образ грозной России, чреватой непредсказуемыми порывами. Это полотно - одно из самых экспрессивных произведений художника, динамичных и «ассоциативных».

Принято считать, что Левитан - живописец спокойной ясности, бескрайних равнин, протяженных горизонтов, медлительных чувствований. Над вечным покоем опровергает такое мнение. Появившаяся в картинах динамика связана с иным мировосприятием, чем в ранее упомянутых произведениях. Совсем другая философия, иная концепция жизни просматриваются в картине Свежий ветер. Волга (1895). Она оптимистична. Это не только изображение Волги и природы в целом. В картине схвачен образ самой жизни, характер российской действительности. Светлый солнечный день, и жизнь как движение, как постоянный круговорот энергии, в который вовлечены люди и природа. Жизнь как деяние, олицетворение ее - оживленная водная трасса, заполненная движением пароходов, суетой людей. Жизнь, представляющаяся художнику общественным благом. Полотно Свежий ветер. Волга посредством пейзажа подводит зрителя к такому восприятию действительности, которое можно понять как овеществленную идею блага. Жизненная среда картины оптимистична, полна энергии, свободы, раскрепощенности, вольнолюбия, воспринимается не природным, а общественным благом, общественным достоянием. Идея эта не нова, не в меньшей мере она проведена и в творчестве Шишкина. Левитан в этом смысле использовал методологические черты реализма, выразив их в пейзажных образах.
Та же идея развита в Золотой осени (1895), в которой достигла совершенства почти физически ощутимая передача звонкой сухости листвы, свежей озими и холодного синего неба. И в Марте (1895), где интимное восприятие бытовой среды передано в ощущении теплого воздуха, растапливающего мартовский отяжелевший снег. И в картине Весна - большая вода (1897), и в некоторых других произведениях.

Левитану довелось мало прожить и много сделать. Диапазон его образов необычайно широк. Творчество его показало, какими возможностями обладает жанр пейзажа. Под пейзажной оболочкой предстала коренная проблематика современности. В его Владимирке громко звучат гражданственные ноты. В ранних деревенских сюжетах слышно звучание социальной укоризны. В чутких пейзажах позднего времени (Бурный день, 1897; Сумерки. Стога, 1899; У околицы, 1899; Лунная ночь. Деревня, 1897; Тишина, 1898; Сумерки. Луна, 1899; Сумерки, 1899), наполненных шорохами, звенящей тишиной, сумеречными настроениями как нельзя полнее воплощена социальная психология времени. Однако некоторые исследователи и толкователи творчества Левитана отводят этим настроениям слишком много места. Левитан не ограничивался «сумеречными» оценками своего времени. Мы видели, как широко открывается мир в его произведениях. Художник не замыкался на одной какой-либо идее. «Сумеречные» пейзажи заняли небольшую долю его творческих интересов. К тому же картины такого плана гораздо шире той или иной ностальгической идеи, они многогранны и емки. Пейзажи второй половины 1890-х годов необычайно психологичны, сердечны и музыкальны. Они напевны, как русская протяжная песня, как русское раздолье.
Глубокий психологизм - очень важная черта творчества художника. Настроение, которое он создавал в своих пейзажах, многогранно. В гамме чувств и эмоций Левитана ощущается перекличка с лиризмом Серова и, возможно, предвещает многое из того, что развилось в пейзажном творчестве «Союза русских художников». Собственно говоря, лирическая доминанта как содержательно-пластическая идея возникла у Левитана еще в конце 1880-х годов в картинах Вечер на Волге (1888) и После дождя. Плес (1889). Она развивалась и обрела психологическую остроту в картинах Тихая обитель, Вечерний звон, Вечер. Золотой Плес и т. д. Время наполняло ее разными значениями, меняло ее психологический тонус. Поэтому фазы творчества Левитана нельзя понимать как логическую смену одних образов другими. Эти образы постоянно пересекаются во времени, перемежаются, взаимообогащаются, взаимопроникают. И все же, хотя трудно очертить границы этапов, ясно, что время ставило на произведениях художника свою специфическую печать.

Левитан по-своему обогатил реалистическую пластическую традицию; ему присуща большая емкость вложенного в живопись смысла, поразительная натурная точность, учитывающая многогранные качества предметного мира. Вместе с тем поздняя живопись художника становится по-особому внимательной к воздушной среде, к самоценности пластики. Кисть еле касалась полотна. Мазок становился подвижным, динамичным, появилась некоторая эскизность письма, чутко улавливающая авторские настроения.
Живопись Левитана, с одной стороны, обобщается, обретает цельность, оперирует цветовыми массами, как в Летнем вечере (1899), с другой - становится эскизной, едва намеченной, как бы незавершенной (Лунная ночь, 1899; Сумерки. Стога, 1899; Последние лучи солнца, 1899). Такая эскизность необходима художнику в связи с его стремлением к материализации чувств, готовых ускользнуть от кисти художника. Художник словно боялся не успеть выразить свое вдохновение. Это связано с изменением масштаба обозрения жизни, ее характера, художественных задач, пластического метода. В названных работах Левитан вроде бы обращен к испытанной версии поэтизации прозаического. В действительности это не так В прозаическом фрагменте природы художник старался познать его глубинное содержание, проникнуть в скрытый порядок вещей, найти созвучие своему умонастроению в простом и незатейливом пейзажном мотиве. Чеховское, как порой говорили, «сумеречное» настроение было одной из характерных черт общественной психологии конца века. Левитан сумел почувствовать этот специфический социальный тонус времени, хотя, разумеется, не свел к нему свое творчество. Лирическая субъективность Левитана на самом деле воплощала духовный опыт его времени и в этом обладала объективностью, правдой выражения.
В последнем незавершенном полотне Левитана Озеро. Русь с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века. Желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира. Былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний. В картине Озеро. Русь Левитан обогатил живопись взволнованной чувствительностью к меняющимся краскам, к изменчивости освещения, к вибрации цвета, отчего былой покой его картин сменился живым движением. Мазок динамичен. Кажется, он способен зафиксировать ускользающие состояния природы. Необычная яркость красок наводит на мысль о том, что художник пишет чистым, открытым цветом - по тем временам явное новшество.
В конце жизни Левитан опять писал деревню. Но интерпретация ее совсем иная, чем в деревенских сюжетах начала творчества. В картинах конца 1890-х годов художник вовсе не пытался выразить деревенское бытие. Он использовал его как повод для воплощения своих настроений. А эти настроения необычайно характерны для рубежа двух веков, когда умирало мировосприятие XIX века и еще не народилось новое время катаклизмов века ХХ-го."



 первая страница »

Извините меня за рекламу: На http://www.niphrit.ru/catalog/analizatory-tsepej/?brand=23 анализатор цепей R&S по хорошей цене.

"Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю..." (Паустовский К.)



Исаак Левитан isaak-levitan.ru © 1860-2014. Все права защищены. Для писем: hi (а) isaak-levitan.ru
Републикация или использование материалов - только с однозначного разрешения www.isaak-levitan.ru


Rambler's Top100