|
"Исаак Левитан"
|
|
Годы учения в Училище живописи и ваяния окончились. Левитан написал
последнюю, дипломную работу - облачный день, поле, копны сжатого хлеба.
Саврасов мельком взглянул на картину и написал мелом на изнанке:
"Большая серебряная медаль".
Преподаватели училища побаивались Саврасова. Вечно пьяный, задиристый,
он вел себя с учениками, как с равными, а, напившись, ниспровергал все,
кричал о бесталанности большинства признанных художников и требовал на
холстах воздуха, простора.
Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика
- Левитана. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных
преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского
пейзажа, - это было делом коренных русских художников. Картина была признана
недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом
учителя чистописания.
С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников
своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской
природы.
На сарае в деревушке Максимовке, где летом жил Левитан, братья Чеховы
повесили вывеску: "Ссудная касса купца Исаака Левитана".
Мечты о беззаботной жизни, наконец, сбылись.
Левитан сдружился с
художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета
рядом с нею. В то время Чеховы проводили каждое лето в селе Бабкине около
Нового Иерусалима.
Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. Дурачествам не
было конца. Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка в лес по грибы,
разрастался в веселое событие. С утра за чайным столом уже начинались
невероятные рассказы, выдумки, хохот. Он не затихал до позднего вечера.
Каждая забавная человеческая черта или смешное слово подхватывались всеми и
служили толчком для шуток и мистификаций.
Больше всех доставалось Левитану. Его постоянно обвиняли во всяческих
смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. Антон Чехов,
загримированный прокурором, произнес обвинительную речь. Слушатели падали со
стульев от хохота. Николай Чехов изображал дурака-свидетеля. Он давал
сбивчивые показания, путал, пугался и был похож на чеховского мужичка из
рассказа "Злоумышленник", - того, что отвинтил от рельсов гайку, чтобы
сделать грузило на шелеспера.
Александр Чехов - защитник - пропел высокопарную актерскую речь.
Особенно попадало Левитану за его красивое арабское лицо. В своих
письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. "Я приеду к вам, красивый,
как Левитан", - писал он. "Он был томный, как Левитан".
Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и
особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово "левитанистый" и
употреблял его очень метко.
"Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из
писем. Даже картины Левитана различались, - одни были более левитанистыми,
чем другие.
Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом
веселом слове заключен точный смысл-оно выражало собою то особое обаяние
пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать
на полотне один Левитан.
Иногда на лугу около бабкинского дома происходили странные вещи. На
закате на луг выезжал на старом осле Левитан, одетый бедуином. Он слезал с
осла, садился на корточки и начинал молиться на восток. Он подымал руки
кверху, жалобно пел и кланялся в сторону Мекки. То был мусульманский намаз.
В кустах сидел Антон Чехов со старой берданкой, заряженной бумагой и
тряпками.
Он хищно целился в Левитана и спускал курок. Тучи дыма разлетались
над лугом. В реке отчаянно квакали лягушки. Левитан с пронзительным воплем
падал на землю, изображая убитого. Его клали на носилки, надевали на руки
старые валенки и начинали обносить вокруг парка. Хор Чеховых пел на унылые
похоронные распевы всякий вздор, приходивший в голову. Левитан трясся от
смеха, потом не выдерживал, вскакивал и удирал в дом.
На рассвете Левитан уходил с Антоном Павловичем удить рыбу на Истру.
Для рыбной ловли выбирали обрывистые берега, заросшие кустарником, тихие
омуты, где цвели кувшинки и в теплой воде стаями ходили красноперки. Левитан
шепотом читал стихи Тютчева. Чехов делал страшные глаза и ругался тоже
шепотом, - у него клевало, а стихи пугали осторожную рыбу.
То, о чем Левитан мечтал еще в Салтыковке, случилось, - игры в горелки,
сумерки, когда над зарослями деревенского сада висит тонкий месяц, яростные
споры за вечерним чаем, улыбки и смущение молодых женщин, их ласковые слова,
милые ссоры, дрожание звезд над рощами, крики птиц, скрип телег в ночных
полях, близость талантливых друзей, близость заслуженной славы, ощущение
легкости в теле и сердце.
Несмотря на жизнь, полную летней прелести, Левитан много работал. Стены
его сарая - бывшего курятника - были сверху донизу завешаны этюдами. В них
на первый взгляд не было ничего нового - те же знакомые всем извилистые
дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над
околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и
ленивые реки.
Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не
передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую
же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.
Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда
печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном
небе, тощих полях, кособоких избах.
"Россия. Нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы первые любви".
Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она
казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого
хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.
Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их
света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была
оклеветана, считалась слезливой и хмурой. Художники и писатели лгали на нее,
не сознавая этого.
Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего, выходцем из
западного края-страны местечек, чахоточных ремесленников, черных синагог,
тесноты и скудности.
Бесправие преследовало Левитана всю жизнь.
В 1892 году его вторично
выселили из Москвы, несмотря на то, что он уже был художником со
всероссийской славой. Ему пришлось скрываться во Владимирской губернии, пока
друзья не добились отмены высылки.
Левитан был безрадостен, как безрадостна была история его народа, его
предков. Он дурачился в Бабкине, увлекался девушками и красками, но где-то в
глубине мозга жила мысль, что он парий, отверженный, сын расы, испытавшей
унизительные гонения.
|