На главную     
Биография
Шедевры
Картины
Рисунки
Этюды
Фото архив
Хронология
Его письма
Цитаты

Левитан и
Нестеров


Левитан и
Коровин


Левитан
и Чехов


Ал. Бенуа
и Левитан


Пастернак
о Левитане


В.Бакшеев
о Левитане


А.Головин
о Левитане


Федоров-
Давыдов
о Левитане


Тайна
Сказка
"Озеро"
Пастели
Музеи
Книжки
Гостевая
Ссылки

Крымов о
Левитане


Чуковский
о Левитане


Паустовский
о Левитане


Маковский
о Левитане


Островский
о Левитане


Волынский
о Левитане


В.Манин

Пророкова
о Левитане


Дружинкина
о Левитане


"Золотой
Плёс"


Евдокимов
о Левитане


Н.С.Шер
о Левитане


Захаренкова


   А.А. Федоров-Давыдов. Статья о творчестве Исаака Левитана, 7

   

 
» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвер
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
Исаак Левитан Портрет Левитана

 
Рисунки и акварели Левитана составляют органическую часть его творчества. В них так же, как и в картинах, выразились поэтическое восприятие природы художником, глубокое проникновение в ее жизнь, умение подметить тончайшие движения, изменение освещения. Часто беглая набросочность рисунка, фиксирующего натуру, делает его особенно выразительным. В движении карандаша как бы непосредственно запечатлевается живое, неповторимое переживание, очарованность художника созерцаемым пейзажем. Рисунки Левитана — это всегда рисунки живописца. Большинство из них являлись либо этюдными, либо эскизными набросками, которые в дальнейшем так или иначе использовались в картинах. А самостоятельные рисунки и акварели были схожи с его живописными работами.
Левитан не был таким рисовальщиком, таким «графиком», как, например, Иван Шишкин, хотя в основе его картин всегда лежит верный и крепкий рисунок. Им обусловливаются ясность и определенность форм природы и в таких картинах, где все находится в движении, кажется фиксацией мгновенного, как, например, в «Березовой роще» или «Свежем ветре». Прекрасное знание форм и владение рисунком позволяли Левитану в самых поздних работах сохранять реалистическую верность и точность изображения при сильном обобщении предметов и даже при известной стилизации. В рисунках Левитана раскрывается умение мастера не только компоновать картину, но и «композиционно» видеть саму натуру. Некоторые из рисунков очерчены как бы рамкой. Это значит, что, в отличие от чисто натурных, подсобных зарисовок, эти наброски показались Левитану «картинными».
Творческая эволюция Левитана, естественно, отражается и на его акварелях. Мы можем проследить, как, в соответствии с более углубленным пониманием природы, со все возраставшей целостностью и обобщенностью ее трактовки, видоизменялись манера, язык изобразительных средств художника: от ранних работ 1880-х годов с подробной передачей натуры к гораздо более уверенным и вместе с тем лаконичным зарисовкам 1890—1895 годов, сделанным во время первой поездки за границу и на Волгу, затем — к широкой, свободной, динамичной манере поздних вещей. Рисунок Левитана конца 1890-х годов не только не стал менее точным, но, напротив, в нем четко прослеживается умение автора одной линией очертить форму, наметить предмет. Художник достигает особой живописности не штриховкой или растушевкой, передающей тональные переходы, а умением сделать линию похожей на мазок кисти. Так рисунок позволяет нам увидеть нечто новое в знакомом творчестве художника.

Левитан был не только замечательным мастером, но и превосходным педагогом. Приняв в 1898 году предложение стать руководителем восстанавливаемого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества пейзажного класса, он всего за полтора года сумел возродить этот класс. Он поставил преподавание в нем на столь прочную основу, что сменившему его Аполлинарию Васнецову оставалось только продолжить начатое дело. Левитан смог это осуществить потому что отнесся к новой для него сфере деятельности, к педагогике, с тем же увлечением, с той же мерой ответственности, какие он проявлял и в своем творчестве. А это не могло не дать результатов, не могло не увлечь впечатлительную молодежь. Он стремился обучать не только пейзажной живописи, но и основам живописи вообще, живописной культуре и мастерству. Более того, наряду с обучением он вел с учениками беседы об искусстве и литературе, рассказывал им об Александре Герцене, Виссарионе Белинском, Николае Чернышевском. Преподавание Левитана было новаторским и оригинальным, оно вносило нечто свежее в жизнь Училища. В этом Левитан был схож с педагогом Серовым. Зимой на занятиях в классах Левитан ввел пейзажные постановки, также он придавал большое значение писанию цветов. Весной практиковались работы на натуре, что явилось восстановлением традиций Саврасова. Главным в педагогике Левитана было, как и у Саврасова, воспитание в учениках любви к природе, умения ее воспринимать, видеть и понимать. Он учил молодежь быть самостоятельной, не подражать ничьей манере. «Не помните картин», — наказывал он. Это означало: подходите к природе непосредственно, умейте смотреть на нее своими глазами, видеть ее по-своему. Требуя неуклонно естественности и близости к природе, реалистически верной ее передачи, Левитан был далек от проповеди пассивного воспроизведения увиденного, учил делать из впечатлений, получаемых от природы, нужный для искусства отбор. Высоко ценя работу над этюдом с натуры, Левитан в педагогике, как и в своем творчестве, ни в коей мере не отрицал картины, не утверждал культа этюда. Ученикам он внушал, что этюд лишь средство, лишь путь к картине. Обладая замечательной зрительной памятью, он рекомендовал всячески ее развивать, ибо считал, что без зрительной памяти нельзя написать картину даже с этюда.
Пребывание Левитана в Московском училище живописи было, несомненно, ярким периодом в жизни этой художественной школы. Но еще большее значение для развития русской пейзажной живописи имело воздействие самих работ Левитана, его исканий и достижений. Оно не сводилось только к прямому повторению так называемых левитановских мотивов, а было интересно как раз принципиальным усвоением левитановских открытий. Насколько они были значительны, как велико было их влияние, можно понять из одного примера. Известно, что Левитан редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних пейзажах. Но однажды он взялся за такой мотив. Речь идет о картине «Март», в которой все только дышит предчувствием весны и которая является изображением еще зимнего солнечного дня. Обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья. После Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи, занявшей большое место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других.
Исаак Левитан принадлежит к числу самых признанных и любимых русских художников. Около его картин вспоминаются слова Чехова из рассказа «Дом с мезонином»: «На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве». Богатство высоких душевных переживаний, эстетические радости, получаемые при созерцании таких, казалось бы, знакомых картин природы, составляют основу популярности этого мастера, любви к нему.

Умение увидеть в современном непреходящее, в небольшом пейзаже отобразить страну и эпоху сказать о них так много и непосредственно-поэтически — это замечательное единство мысли, чувства и живописного видения составляет драгоценную сущность великого наследия Исаака Ильича Левитана".


 на первую страницу »

Извините меня за рекламу: SANTEHARSENAL.RU - трубы для канализации от качественного производителя.

"Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю..." (Паустовский К.)



Исаак Левитан isaak-levitan.ru © 1860-2014. Все права защищены. Для писем: hi (а) isaak-levitan.ru
Републикация или использование материалов - только с однозначного разрешения www.isaak-levitan.ru


Rambler's Top100