|
Исаак Левитан
|
|
В последних его картинах поистине "словам тесно, а мыслям просторно". В работе "Летний вечер" (1900) он изобразил простейший мотив - огороженную забором деревенскую околицу, за ней - неширокое поле и лес. Но умелое перспективное построение, чуть скругленная линия горизонта, прекрасно переданное торжественное, закатное освещение, золотящее поля и верхушки леса, заставляют нас увидеть, что "деревенские задворки - чудесное место на земле" (Пришвин). Ворота из неровных жердей воспринимаются почти как некие Пропилеи, а дорога, ведущая из деревни в поля, - как один из путей в большой и прекрасный мир,
"жизнь без начала и конца" (Александр Блок).
Главным произведением позднего Левитана стала большая картина "Озеро" (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, - "Озеро. Русь".
Начатое живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива
стихотворения "Последняя туча рассеянной бури...", это полотно стало лебединой песнью Левитана. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь "широко по лицу земли в красе царственной развернулася" (Иван Никитин), и именно поэтому особенно
добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим "Озеро" с традициями старинной фресковой живописи.
Черты фресковости были присущи, видимо, и замыслу оставшейся лишь начатой картины "Уборка сена" (1900), последнего холста, к которого касался своей кистью Левитан. Художник успел обозначить в ней лишь общие цветовые отношения и основные элементы, позволяющие понять сюжет пейзажа - момент, когда в самый разгар уборки сена в летний день небо начинают
покрывать сплошные иссиня-серые грозовые тучи и крестьянки, алые косынки и одежды которых ярко горят на фоне желто-эеленого луга, стремятся быстрее завершить работу. В повышенной цветности сделанного живописцем подмалевка чувствуется "страстная жажда жизни". В то же время вспоминается, что гроза всегда была символом бедствия, а сенокос, коса - атрибутом смерти. И она действительно не заставила себя долго ждать.
Весной 1900 года, вскоре после приезда из Парижа, художник простудился на даче в Химках, куда ездил на этюды с учениками. 22 июля, не дожив до сорокалетия всего 26 дней, он скончался от легочного кровоизлияния... Великий дух Исаака Левитана отправился творить в иные миры, и сейчас мы даже в самых своих смелых мыслях не можем представить себе размах и величие его нынешнего творчества.
Памятник Левитану
|
|
Жизнь Исаака Ильича Левитана, нашего дорогого брата, великого художника, мастера и чуткого человека, преждевременно оборвалась на самом рубеже XIX и XX столетий.
Подобно многим великим поэтам, жившим до и после него (Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Чемесов, Цой, Тальков и многие другие) Левитан ушел от нас в самом расцвете сил, полный великих замыслов, которые так никогда и не увидят свет.
Таким образом, сосредоточив и как бы подытожив в своем творчестве многие лучшие черты отечественного искусства прошлого века, он и хронологически остался художником эпохи классического русского реализма.
Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры.
В отличие от многих ровесников, ему не довелось стать участником бурной и противоречивой
художественной жизни начала нашего века, быть свидетелем тех "невиданных перемен и неслыханных мятежей" (Блок), которые пришли с его наступлением в искусство и саму действительность. Но вряд ли можно назвать другого художника его поколения (за исключением Серова),
чьи открытия, духовный опыт, профессиональный и нравственный авторитет имели бы такое животворное значение и такой широкий резонанс в русском искусстве не только предоктябрьских десятилетий, но и всего советского времени вплоть до наших дней. И если о Левитане можно сказать словами Андрея Платонова о Пушкине,
что он вошел в нашу культуру "наравне с полем и лесом", то и судьба его традиций неразрывно связана с судьбой любимых им русских полей и лесов, судьбой Волги, всей земли и "строя чувств", единящих с ними. И, думается, от нашей способности, несмотря ни на что, не утрачивать солнечное отношения к миру, хранить живительную связь со
светлым духом Левитана, во многом зависит будущее нашей земли, нашей культуры.
Спасибо всем, кто прочитал это повествование и кто помнит и чтит память Левитана.
(Автор текста - сотрудник Государственной Третьяковской Галереи - Владимир Петров).
|