Константин Коровин
| |
-
Виют витры, виют буйны, аж деревья гнутся, - запел Светославский.
В
мастерскую вошли ученики Саврасова: Мельников, такой одутловатый, небольшого
роста, - сын писателя Андрея Печерского; высокий Несслер; маленький Поярков,
Комаровский, Ордынский <...>
Левитан повел меня к своей картине. Она изображала колеи снежной дороги, которая
поворачивала в большой сосновый лес. Вечер, сосны освещало заходящее солнце.
-
Последний луч, - сказал мне Левитан. - Что делается в лесу, какая печаль! Этот
мотив очень трудно передать. Пойдем со мною сегодня в Сокольники. Там увидишь,
как хороши последние лучи.
-
Пойдемте, - согласился я, - только вот в Мытищах лучше лес - "Лосиный остров".
Пойдемте туда.
-
Это далеко, а здесь дойдем пешком. Только надо взять немного копченой колбасы и
пеклеванный.
-
Непременно, - соглашаюсь я, обрадованный, что со мной говорит старший, а сам
думаю: "Есть ли у мамы деньги, а вдруг нет. Вот те и колбаса!.."
Отворилась дверь, и в мастерскую вошел огромного роста человек в башлыке с
палкой. Он хлопал большими озябшими руками, согревая их. Вынул из пальто платок
и стал вытирать себе замерзшие усы и бороду; улыбаясь, смотрел на нас добрыми
глазами. Это был Саврасов.
-
Да, да, - сказал он, как бы причмокивая, - зима... Как сады покрылись инеем! У
меня в Печатниках - там из окна видно забор и около бузина, тоже в инее мороза,
колодец заледенел, какие формы! Гм, гм! Надо смотреть, наблюдать: кто влюблен в
природу - будет художник. И, сняв пальто и боты, он посмотрел на меня и сказал:
-
Брат Сергея? Да, мне Ларион Михайлович Прянишников говорил про вас, он помнит
вас таким (и он показал маленький рост) <...> Покажите-ка ваши этюды.
Саврасов сел на табурет. Я развернул написанные на бумаге и холсте этюды с
натуры и клал их на пол перед ним. Все будущие мои товарищи столпились сзади. Я
в ужасе смотрел на свои работы и думал - это не то, это не картины: ветви
сирени, снег, сарай, конюшня - что это за картины? Все не то...
-
Да, да, - сказал, причмокивая, Алексей Кондратьевич, - он другой. Влюблен в
цвет. Ну а что вы скажете? - обратился он к окружающим ученикам.
-
Весело, - сказал Левитан.
-
Композиции нет, картины нет, - заметил Несслер.
-
Что за охота писать заборы? - грустно вставил Поярков. - Это не пейзаж.
-
Ну, отчего? Если он хочет. Только забор очень трудно написать, - смеясь, сказал
Левитан. - Но тон у него есть. Правда - в цвете...
-
Классический, романтический пейзаж уходит, умирает - Пуссен, Калам, - сказал
Саврасов. - Может быть, будет другой... Гм, гм, да, да - неоромантика...
Художники и певцы будут всегда воспевать красоту природы. Вот Исаак Левитан, он
любит тайную печаль, настроение...
-
Мотив, - вставил Левитан. - Я бы хотел выразить грусть, она разлита в природе.
Это какой-то укор нам. А он - жест в мою сторону - ищет веселья...
-
Красок, - сказал Саврасов.
-
Какое веселье в заборах? - удивлялся Поярков.
-
Не в заборах, а в красках веселье, - сказал Саврасов. Я думал про себя: мне
просто нравится писать... Саврасов принял меня в мастерскую.
Преподаватели мои были прекрасные люди. Они все умерли. Последний из них - В. Д.
Поленов - недавно. И все они у меня там, где-то внутри меня, глубоко.
Воспоминания о них родят слезы несказанной благодарности. Жизнь и характер
слагались под влиянием радости и безграничной доброты, которые я встретил в них.
Они несли дары высоких чувств, восхищения искусством.
Под Москвой, в Сокольниках, шла дорога, колеи в снегу заворачивали в лес.
Потухала зимняя заря, и солнце розовым цветом клало яркие пятна на стволы
больших сосен, бросая глубоко в лес синие тени.
-
Смотри, - сказал Левитан.
Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были
таинственны. Была печаль в вечернем свете.
|