|
Константин Коровин
| |
-
Что с вами? - спросил я Левитана.
Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.
-
Я не могу, - как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как
это хорошо! Это - как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах! В чем
эта грусть и зачем она?
Солнце зашло. Все кругом потухло. Синей мглой покрылся темный лес. Мы пошли
обратно. Снег хрустел под ногами, и стало холодно, тоскливо. В деревянных домах
пригорода светились окна. Приветливо и весело сияли фонари у трактира. У меня в
кармане - кусок колбасы и пеклеванные хлебы и еще двадцать копеек.
-
У меня двадцать копеек, - говорю я Левитану. - Есть еще колбаса и хлеб. Зайдем в
трактир погреться.
В
трактире было тепло, пахло чаем и сапогами. Ловко нес поднос кудрявый половой и
живо поставил нам пару чая. Народу было много: извозчики, какой-то гармонист с
подвязанной щекой, разносчики... Выпив чай, мы обогрелись. Гармонист заиграл.
Сидевшие за соседним столом купцы или артельщики в суконных поддевках сказали,
глядя на нас:
-
Бурса, по духовной части - ишь волосы большие, а по трактирам тоже... Из
молодых, да ранние...
-
Брось, Гаврюша, ишь они красавчики какие, дворяне знать, - смеясь, поглядывая на
нас, заметила купчиха в лисьей шубе.
-
Пойдемте, - сказал Левитан, вставая. - Это отвратительно...
Левитан, придя ко мне, остался ночевать у нас. Мой брат Сергей постелил ему
постель, положив матрац на соединенные стулья.
Ложась спать, Левитан не снял синюю суконную курточку, застегнутую до горла. Я
видел, что у него не было рубашки. Я снял шерстяную блузу, и мне было неловко,
что у меня есть рубашка.
-
А что это висит у тебя на стене? Ружье? - спросил Левитан.
-
Ружье и патронташ. Я охотник, - ответил я.
-
Охотник, это интересно должно быть. Я когда получу деньги за уроки, то куплю
ружье и пойдем на охоту, да...
-
Пойдемте, - обрадовался я. - Пойдемте в Перервы. Там убьем зайца.
-
Зайца? - повторил Левитан испуганно. - Это невозможно, это преступление. Он
хочет жить, он любит свой лес. Любит, наверное, иней, эти узоры зимы, где он
прячется в пурге, в жути ночи... Он чувствует настроение, у него враги... Как
трудно жить и зачем это так?.. Я тоже заяц, - вдруг улыбнувшись, сказал Левитан,
- и я восхищен лесом и почему-то хочу, чтобы и другие восхищались им так же, как
и я... Эти последние лучи - печаль и тайная тоска души - особенная, как бы
отрадная... Неужели этот обман и есть подлинное чувство жизни? Да, и жизнь и
смерть - обман... Зачем это, как странно...
Я
проспал. Вижу, Левитан стоит у окна на двор, где деревья были в морозном инее.
-
Ты проснулся? - сказал он. - Посмотри, какой дворик! Как хорошо написать это...
Говорят - нужно ехать в Италию, только в Италии можно стать художником. Но
почему? Чем пальма лучше елки? Почему - не знаю. На вокзалах, в ресторане, на
столах всегда жалкие пальмы. Как странно это...
И
Левитан рассмеялся.
Левитан мало говорил о живописи, в противоположность всем другим. Он скучал,
когда о ней говорили другие. Всякая живопись, которая делалась от себя, не с
натуры, его не интересовала. Он не любил жанра. Увидев что-либо похожее на
природу, он говорил: "Есть правда". Любимым нашим развлечением, учеников
мастерской Саврасова, было уйти за город, в окрестности Москвы, где меньше
людей.
Левитан всегда искал "мотива и настроения", у него что-то было от литературы -
брошенная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, потухающая грусть заката,
одинокая изба у дороги, но он не подчеркивал в своей прекрасной живописи этой
литературщины.
|