Константин Коровин
| |
-
Это ужасно! Это смерть! Я не могу видеть мертвых, покойников...
Выручил профессор Петров. Засмеялся и заметил, показывая на нас:
-
Они - пейзажисты. Почему их внесли в списки? Им нужно писать с натуры природу.
Теперь май, весна, ступайте... Он нам махнул рукой... Выйдя на улицу, мой брат,
смеясь, говорил Левитану:
-
Ну, знаешь ли, Исаак, ты - Гамлет... Сцена с черепом тебе удалась.
Наши встречи
Перед окончанием Левитаном и мною Школы в нее вошел профессор, художник В. Д.
Поленов, который внес своим приходом особую атмосферу в Училище, говоря о
красках, колорите, об импрессионистах, барбизонцах, о новой западной живописи,
словом, о том, о чем мы не слышали или слышали мало. Он сразу обратил внимание
на Левитана и меня, когда мы писали у него в мастерской натюрморт, и познакомил
нас с замечательным москвичом - Саввой Ивановичем Мамонтовым, который в то время
создавал театр в Москве, Частную оперу.
С. И. Мамонтов поручил Левитану и мне написать декорации для его театра:
Левитану - "Жизнь за царя", а мне - "Снегурочку". Я и Левитан редко бывали в
театре и декорации как-то старались не видеть, до того они нам казались ужасны,
нехудожественны и безвкусны, а также и костюмы. Да и как их пишут? Такие
огромные холсты писать надо, должно быть, на колосниках, лестницах. Но когда мы
пришли в мастерскую, то увидели, что эти огромные холсты лежат на полу, и
оказалось, что это - очень просто.
Было лето. Жара. Я пришел в мастерскую к Левитану. Он, обернув голову мокрым
полотенцем, большой кистью писал лес и Ипатьевский монастырь. И говорил мне:
-
Я пишу елку уже месяц. Ничего не выходит. Устал.
-
Как не выходит? Превосходно... - сказал я.
И, действительно, картина эта на сцене была восхитительна. Фонарь тускло горел
над воротами монастыря. Таинственная ночь. Декорация поразила всех красотой и
настроением.
Но Левитан не стал писать больше декораций:
-
Я не очень люблю театр, - сознался мне он. - Прежде всего, нет времени сделать
так, как хочется и как нужно...
Я
же не расставался с театром и с С. И. Мамонтовым. Артисты, певцы, краски,
костюмы, оркестр, женщины, жемчуга, золото, свет - все это поглощало меня, я
считал оперу высочайшим соединением искусств.
-
Да, - соглашался со мною Левитан. - Пожалуй. Это красиво. Высоко. Но я хочу моих
чувств и настроений - моих. И их я могу дать только в своей живописи, в своем
холсте. Так - как я хочу.
Когда я написал синие деревья в опере Делиба "Лакме", то Мамонтов и другие
удивились и были несогласны Это было ново. Я убеждал, говоря:
-
Ведь у Ван-Зандт в "Лакме" желто-теплый настоящий костюм из Индии. Она мне
показывала. Нельзя смотреть декорацию одну. Надо вместе с костюмами.
И
на спектакле Поленов и Васнецов поддержали меня:
-
Он прав.
Но критика писала: "Синих деревьев не бывает". И все говорили то же.
Ранней весной мы с Левитаном уезжали в окрестности Москвы на охоту. У него было
новое ружье.
В
Перервах под Москвой, у разлива Москвы-реки, было много пролетной дичи. Вечером,
в Кускове, мы стояли на тяге. И в сетке наших ягдташей была дичь. Носы
вальдшнепов выглядывали из нее.
Утром с Курского вокзала мы шли пешком, гордые тем, что охотились и что на нас
глядят. У Красных ворот нам встретились гимназистки, идущие в гимназию. Мы шли,
как бы не обращая на них внимания. Но что было на душе! Мы шли как бы не по
земле: они смотрят на нас! И как они все прекрасны!
-
Видишь, - говорил Левитан. - Вот они смотрят на нас. Потому что мы охотники! А
узнай они, что мы художники - знать бы не захотели...
|