Константин Коровин
| |
-
Почему? - удивился я.
-
Но это так. Я тебе верно говорю. Мы не нужны. Они не понимают. Я же не знаю, что
говорить с ними. Когда мне сестра говорит: "Зачем ты пишешь серый день, грязную
дорогу?" - я молчу. Но если бы мне это сказала она, которую я полюбил бы, моя
женщина, - я ушел бы тотчас же.
-
Какой ты, Исаак, сердитый... - пошутил я.
-
Нет, не сердитый. Так нельзя жить. Это был бы обман... Конец любви...
Он остановился и, смотря на меня своими красивыми серьезными глазами, волнуясь,
сказал:
-
Да, цапка. Ты этого не понимаешь. Но поймешь, погоди. Ведь мой этюд - этот тон,
эта синяя дорога, эта тоска в просвете за лесом, это ведь - я, мой дух. Это - во
мне. И если она это не видит, не чувствует, то кто же мы? Чужие люди! О чем я с
ней буду говорить? Вот Антоша это понимает. И что же - он один и не влюблен, как
ты, всегда (Антоша - это Антон Павлович Чехов).
-
Пожалуй, - согласился я. - Но знаешь, я действительно, кажется, влюблен
всегда... А может быть, и нет... Но все нравятся: и Хрусталева, и Гюбнер, и
Ван-Зандт, и все мои двоюродные сестры... И прямо не знаешь, какая лучше...
-
Ты все шутишь, цапка. Ты - крокодил. Хрусталева, правда, очень красива. Но
говорит: "Стихи читать скучно". "А Пушкин?" - спросил я. Она ответила: "Тоже
скучно". Спроси Антошу. Он совсем завял, когда говорил с ней...
В
конце апреля мы с Левитаном уехали к Звенигороду писать этюды. Под горой
раскинулась деревня Саввинская слобода. А на горе стоял красивейший монастырь
святого Саввы. Место было дивное.
Поселились мы в комнате сзади избы, у крестьянки Федосьи Герасимовны. У нее уже
жили художники - и потому в комнате было сделано большое окно. Еще в оврагах, у
сараев и у плетней лежал тающий снег. Солнце ярко светило. И лес был в розовой
дымке...
Вечером мы сидели на завалинке дома. С нами - старуха Федосья - рассказчица
разных случаев, женщина умная. К нам подошла молодая красивая девица, в шляпке,
в кружевных перчатках и в черной накидке, отделанной бисером, в то время
называвшейся "дипломат". Франтиха из Звенигорода. Она поздоровалась с Федосьей
Герасимовной и - жеманно - с нами, подав кончики пальцев. Села тоже на
завалинку.
Неожиданно для меня Левитан с нею разговорился и даже пошел ее провожать до
Нехлюдова, где на речке у плотины стояла небольшая фабрика.
-
Вот, пришла воструха! Значит, приедет ее вздохарь, - говорила мне Федосья
Герасимовна.
-
Какой вздохарь? - спросил я.
-
Да Борис Абрамыч, что вот фабрику держит. Из льна вату гонит на Нехлюдове. Он -
лысый, но деньги. Так она с ним эдак, вроде жены...
Только я сел к столу ужинать, дожидаясь Левитана, как к крыльцу подъехал
тарантас, и в избу Федосьи вошел человек небольшого роста, в широком суконном
пальто, с чемоданом, зонтиком, в калошах. Когда снял пальто - оказался в
сюртуке. Большая цепочка. Держал себя развязно с Федосьей Герасимовной, как свой
человек.
Вернулся и Левитан. Познакомились, и все сели за стол. Новый знакомый, Борис
Абрамович, был весел и, нагнувшись к Левитану, рассказывал какой-то анекдот.
-
Как от вас пахнет помадой! - сказал ему Левитан. - Какая гадость!
-
Ну, да... Но это не помада, а мазь для ращения волос. Доктор мне прописал.
Деньги берут, а пойдут волосы или нет - кто знает...
Федосья подала яйца, опущенные в миску с водой.
Левитан, взяв яйцо, вдруг раздавил его над лысиной Бориса Абрамовича.
-
Вот отчего волосы у вас вырастут непременно! Борис Абрамович опешил.
-
Растирайте скорее!
Фабрикант озадаченно стал растирать голову:
-
Может быть, это и помогает, вы знаете. Но так нельзя, прямо на голову...
Позже Левитан у таза с водой мылил себе лицо, говоря:
-
Ужасно! От Фроси тоже пахнет этой помадой!.. Она меня, прощаясь, поцеловала.
Какая гадость! Я не могу... Дай мне еще воды...
Мы легли в своих комнатах на матрацы из сена. Левитан молчал. Вдруг приоткрылась
дверь, и Борис Абрамович спросил:
-
Вы спите? А я хотел спросить: что это каждый день нужно голову яичком мазать?..
|