Константин Коровин
| |
-
Да, наверное, - соглашается Левитан. - Хорошо, но мы не можем лететь. Ну как
это... "в географическом положении Египта..." Или это мы потом, надо сначала
хронологию, в котором году что было. Хорошо бы многое забыть, что было...
-
Нет, постой, - говорю я. - Давай лучше анатомию...
-
Ну зачем это? Я никогда не буду писать человека. Анатомия! Я не хочу знать,
какие у меня кости, какой хрусталик в глазу. Ой, это невозможно...
-
Нет, обязан знать, - говорю я с умыслом. - Ты сегодня хотел писать вечером
"Галки летят"...
-
Ну и что же?..
-
Значит - должен знать анатомию галки...
Левитан пристально посмотрел на меня и сказал, горячась:
-
Но нет же анатомии весны...
-
Кажется, еще нет, а будет...
-
Ну, довольно. Ты же крокодил! Я не могу, я не хочу знать человека, зачем мне его
кости?
-
А итальянцы знали анатомию, Микеланджело знал, - говорю я...
-
Да, да, правда, но я хочу писать стог сена, в нем же нет костей и анатомии...
Ученики живописи безвыходно до позднего вечера занимались в школе. Часов рисунка
и живописи было много и много было научных предметов, - поэтому все как-то
отставали. Между преподавателями был какой-то холод.
Помню - экзамен русской истории. Сидят за столом, покрытым зеленым сукном,
преподаватель истории Побойнов, инспектор, художник Трутовский, художник В. Д.
Петров.
Преподаватель Побойнов задает вопрос Левитану, который хорошо отвечал на вынутый
билет.
-
А скажите, в котором году и месяце император Павел Петрович переехал в Гатчину?
Левитан не знает.
-
Я тоже не знаю, - подумавши, сказал профессор Петров.
-
А по-моему, хронология является главнейшим предметом художника. Художник обязан
знать эпоху, - заявил сухо Побойнов. - Если он, - указал он на Левитана, - будет
писать картину "Приезд в Гатчину", не зная хронологии, он не будет знать время:
зима, лето, осень... Художники часто ошибаются в истории и вообще...
-
Я никогда не буду писать такой картины, - наивно сказал Левитан.
-
Ну, теперь вы молоды, а потом, кто знает... Мы же обязаны дать вам знания.
Экзамен анатомии. Профессор анатомии Тихомиров - красивый человек. Он держит
карандаш. Перед ним стоит Светославский, в руках у него череп человека, он
пристально смотрит на него.
-
Ну, скажите, - говорит ему профессор, - что вы знаете про череп?
Светославский молчит.
-
Что это? - указывает профессор карандашом, стукая по черепу.
-
Глаза, - отвечает Светославский.
-
Простите, тут были раньше глаза, а теперь это глазные впадины. Ну-с, а скажите,
чем мужской череп отличается от женского?..
-
У мужчин борода, - бодро отвечает Светославский.
-
Садитесь, - говорит профессор.
-
Ну-с, возьмите вы череп, - предлагает профессор Левитану.
-
Не могу, - отвечает Левитан.
Тихомиров удивленно смотрит на него:
-
Почему не можете?
|