|
Константин Коровин
| |
Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала
всю его чуткую душу, и этюды его были восхитительны и тонки. Странно то, что он
избегал в пейзаже человека. Прекрасный рисовальщик и живописец, он просил моего
брата Сергея написать в его картине "Аллея осенью" фигуру сидящего на скамейке.
Левитан как-то сторонился людей. Его мало кто интересовал. Он подружился с А П.
Чеховым, который присоединялся к нам на прогулках за город, еще будучи молодым
студентом Московского университета.
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на
земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы. Говорил мне с печалью:
"Художника не любят - он не нужен. Вот Саврасов, это великий художник - и что
же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим.
Писателя легче понять, чем художника. Мне говорят близкие - напиши дачи,
платформу, едет поезд или цветы, Москву, а ты все пишешь серый день, осень,
мелколесье, кому это надо? Это скучно, это - Россия, не Швейцария, какие тут
пейзажи? Ой, я не могу говорить с ними. Я умру - ненавижу..."
Левитан часто впадал в меланхолию и часто плакал. Иногда он искал прочесть
что-нибудь такое, что вызывало бы страдание и грусть. Уговаривал меня читать
вместе. "Мы найдем настроение, это так хорошо, так грустно - душе так нужны
слезы..."
Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. "Как
странно все это и страшно, - говорил он мне, - и как хорошо небо, и никто не
смотрит. Какая тайна мира - земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет
этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство - в нем есть что-то небесное -
музыка".
Я
разделял его созерцание, но не любил, когда он плакал.
-
Довольно реветь, - говорил я ему.
-
Константин, я не реву, я рыдаю, - отвечал он, сердясь на меня.
Но делался веселей.
Я
любил солнце, радость жизни, цветы, раздолье лугов. И однажды у пригорка за
городом, где внизу блестел ручей струей бегущей воды, расцвел шиповник, большие
кусты его свежо и ярко горели на солнце, его цветы розовели праздником радости
весны.
-
Исаак, - сказал я, - смотри, шиповник, давай поклонимся ему, помолимся.
И
оба мы, еще мальчишки, встали на колени.
-
Шиповник! - сказал Левитан, смеясь.
-
Радостью славишь ты солнце, - сказал я, - продолжай, Исаак...
-
...и даришь нас красотой весны своей.
-
Мы поклоняемся тебе.
Мы запутались в импровизации, оба кланялись шиповнику и, посмотрев друг на
друга, расхохотались: "До чего глупо!"
Как-то ранней весной в школу на Мясницкую пришел какой-то простой человек,
молодой румяный купец из Охотного ряда. Зайдя к нам, в мастерскую Саврасова,
спросил:
-
Господа художники, хотелось бы мне купить этюдиков у вас, если цены подходящие
будут. Люблю я этюды! Сам балуюсь красками, только от папаши своего берегусь.
Ох! Очень он не любит это занятие, а я на чердак уйду, там я с этих этюдов
картину разведу - да-с. Так люблю это дело, даже вот запах краски люблю!
Когда он спросил, какая цена, то мы смотрели на его розовые щеки и как-то ничего
не могли ответить. Тогда он, вынув из кармана пачку бумажных денег, отвел
Левитана к окну и отсчитал ему деньги, мигая и говоря что-то шепотом. Потом
отозвал меня и сунул мне в руку пачку грязных бумажек, тоже мигая и жмурясь,
шепнул: "Ну что, ничего, художники, берите, годится. Учитесь, конечно". И опять
мигнул.
Со Светославским долго спорил, говорил:
-
Помилуйте, это никак невозможно, этаких и денег у меня нет.
|