|
Лунная дорога
|
|
С тех пор Исаака не искали. Когда он возвращался сам, его наказывали,
ставя в угол или оставляя без ужина. Упорный мальчик молча переносил
наказание и убегал снова.
Саврасов тоже проводил свои каникулы под Москвой. Учитель и ученик
натыкались друг на друга. Иногда работали вместе по нескольку дней, пока
Алексей Кондратьевич куда-то надолго не исчезал. Левитан хорошо изучил
любимого учителя. Накануне запоя Саврасова нельзя было узнать. Он придирался
к каждому мазку, ему все не нравилось, художник безнадежно махал рукой,
отворачивался от этюда, открыто бормотал ругательства, и лицо доброго и
веселого человека становилось неприветливым.
Однажды, под вечер, Левитан проходил в Сокольниках. Юноша ничего не
видел и не слышал, торопясь к заветному месту, которое писал в последний
раз. Вдруг Левитана окликнули. Вблизи дорожки, между двух кустов, на
подостланной газетной бумаге сидел Алексей Кондратьевич с каким-то
незнакомым человеком. На оборотной стороне подрамника стояла бутылка водки,
лежали колбаса, огурцы, яйца и черный хлеб.
- А что я всегда тебе говорю, - закричал Саврасов, - художник должен
мало спать и много видеть. Куда, на ночь глядя, бежишь? Где был утром? Что
делал в вонючей Москве? Художники должны все лето жить в палатках среди
природы... Садись с нами. Вот, пожми руку моему другу Ивану Кузьмичу
Кондратьеву. Поэт. На Никольский рынок поставляет литературный товар.
Повести, романы и арабески.
Друзья невесело засмеялись и чокнулись. - Водки хочешь?
Левитан отказывался, но Саврасов заставил его выпить. Алексей
Кондратьевич отобрал у
юноши все художественные принадлежности, засунул в куст и резко,
повелительно сказал:
- Не пущу никуда. Академик Саврасов сегодня отдыхает, и все русское
искусство на отдыхе... Маляры! Все равно никто не напишет вторых "Грачей"!
Скопцы! Где им понять земную красоту! Краска у них только разноцветная, а
души в ней нету. Труп, раскрашенный труп, а не природа в вашей мазне!
- Жарь их хорошенько, Алексей Кондратьевич! - выкрикнул с
наслаждением Иван Кузьмич. - Верно, пророчески говоришь! Кто, кто может,
кроме тебя, изобразить вот, например, эту великую картину великого поэта. -
И он со слезами, потрясая кулаком, громко прочел:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть...
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею...
- Кто, кто поднимет на свои рамена это величие?
Саврасов долго и сурово смотрел на Левитана, не знающего, куда отвести
глаза.
- Он, - сказал Алексей Кондратьевич и ткнул юношу пальцем в грудь.
Иван Кузьмич не поверил, переспросил:
- Этот мальчик?
И Саврасов разозлился:
- Или ты больше понимаешь в русской живописи, чем я?
Левитану не пришлось работать в тот вечер. Юношу заставили выпить за
русское искусство, за французских колористов-барбизонцев, за пейзажистов
всего света, - и Левитан охмелел.
После захода солнца Саврасов, пошатываясь, поднялся. Он держал за
горлышко пустую бутылку, размахивал ею и. твердил:
- Не-е-т, Алексея Саврасова с ног не повалишь! Саврасов никогда по
земле не ползает! Он видит и не ошибается.
Художник прищурил левый глаз и с силой швырнул бутылку в сосну,
стоявшую на полянке шагах в тридцати.
- Урр аI - закричал Иван Кузьмич, когда Саврасов попал. - Выстрел
Вильгельма Телля! Я обнажаю перед тобой голову, славный метатель диска!
Он снял свою измятую шляпу и подбросил ее в воздух. Алексей
Кондратьевич торжествовал, радостно усмехаясь.
- Стеклянные брызги, - сказал Левитан Саврасову, - похожи были на
серебристый водопад.
- Ну, вы, поэты! - пренебрежительно ответил Алексей Кондратьевич. -
Какой там водопад. Не в этом дело! Сила удара какова! Меткость!
Сорокаградусная саврасовские глаза не ослепит!.. Шалишь! Не поддадимся!
Юноше пришлось вести и Саврасова и Кондратьева. Стоя они оказались
пьянее, чем сидя. Только около полуночи добрались они на квартиру к Ивану
Кузьмичу в конце Каланчевской улицы, недалеко от вокзалов.
Поэт Никольского рынка жил в мансарде. На темный чердак взбирались
гуськом. Впереди показывал дорогу сам хозяин, за ним шествовал Саврасов,
замыкал подъем "на небеса" Левитан. Он был трезвее, и ему доверили зажигать
спички, чтобы освещать путь. Еще на лестнице Саврасов вдруг остановился и
сказал Кондратьеву:
- Стой, непризнанный Байрон! Дворец твой пуст или наполнен? А то мы
должны сначала обеспечить себя на ночь необходимым фуражом и... пресной
водой...
- У меня есть спирт и рубец, - ответил Иван Кузьмич.
Саврасов успокоенно и радостно воскликнул:
- Ну, это я люблю! Ползи, друг, дальше. Исаак, зажигай светильник и
следуй за мной.
В низенькой чердачной комнате с несколькими стульями, столом и широкой
двухспальной кроватью Левитан с трудом отыскал лампу-"молнию". Иван Кузьмич
не помнил, где она была. Только излазив по всем закоулкам, Левитан наткнулся
на нее под кроватью. Саврасов громко засмеялся.
- Сочинитель! - произнес он с большим чувством. - Вот это
сочинитель! Он трудится всю ночь, тушит свет с петухами и задвигает
светильник под свое ложе, чтобы не наступить на него неосторожной ногой
поутру. Исаак, внимай бывалым художникам. Рассвет в мансарде и темен и
сумрачен...
Иван Кузьмич торжественно подхватил:
- Так жил великий испанец Камоэнс, в сыром подвале, в рубище, без
пищи, но свеча его не угасла вовек.
Левитан зажег свет и осмотрелся. Все стены этого нищего жилья взамен
обоев по белой штукатурке были покрыты эскизами и этюдами, сделанными углем.
Саврасов заметил взгляд Левитана и с иронией сказал:
- Это я мазал. Ивану Кузьмичу некогда блуждать по подмосковным рощам,
как нам с тобой, так я их ему на стены перенес. Вот он, друг милый, и гуляет
под сенью моего искусства.
Левитан вырвался отсюда поздним утром, когда хозяин и Саврасов совсем
охмелели. Всю ночь они пили из маленьких продолговатых, как патроны, рюмочек
чистый спирт и не закусывали. Юноше пришлось хитрить, выплескивая свою рюмку
под стол. Иван Кузьмич читал свои стихи, достав из-под подушки вороха
исписанной грязной и засаленной бумаги. Саврасов требовал повторения.
Наконец он приказал:
- Читай из сборника "Под шум дубравы". Иван Кузьмич послушно полез под
кровать, выдвинул облезлый чемодан и вынул из него огромную конторскую
книгу. На толстой корке был наклеен холст с этюдом сосен, елок и ручейка
между ними. Левитан узнал работу Саврасова. Иван Кузьмич в волнении начал
листать книгу. Линованная, негнущаяся бумага шелестела на всю комнату, даже
чувствовался ветер, когда, растроганный от одного прикосновения к своему
заветному труду, поэт Никольского рынка слишком поспешно перевертывал листы.
|