|
Лунная дорога
|
|
Но все чаще и чаще
повторялись приступы беспричинной тоски, отчаяния. Левитану казалось, что
так и не удастся ему достигнуть совершенства в передаче своих впечатлений от
природы: она неуловима, недоступна, язык красок художника беден.
Жизнь утрачивала привлекательность для того, кто в искусстве находил
смысл и цель существования. В один из чудесных весенних дней, которые так
вдохновляли Левитана к творчеству, художника настигла беда. Он не справился
с печалью душевной и пытался повеситься. Спасли друзья, следившие за слишком
долго угнетенным художником.
Пережитое потрясение забыть было трудно. Левитан испытывал стыд перед
самим собой, краснел при встречах с знакомыми. Словно боясь себя, почти не
отходил от Николая Павловича и Антона Павловича Чеховых. Ближе этой семьи
никого у него не было. Там верили в талант художника, любили его, берегли,
Антон Павлович больше и лучше других.
Максимовка
Снег лежал еще чистый и нежный в полях, там еще ветер крутил серебряную
поземку, сверкали миллионами маленьких звезд под стеклом крепкие насты, по
кривым почерневшим проселкам ездили на санях, а в Москве снегу уже не
осталось, несло едкую пыль, громыхала извозчичья пролетка, словно немытая с
прошлого года. Левитан с отвращением проходил прокуренными коридорами
"Англии", затыкал щели в дверях своего номера, - художник почти заболевал
каким-то особым обострением обоняния, вся Москва казалась ему пропитанной
запахом тления, разложения, густым смрадом таяния.
Исаак Ильич наскучался по свету, по солнцу. В последнее время он
ненавидел вечно сумеречную свою меблированную комнату. На одной из стен
отстал огромный кусок сереньких замасленных обоев. Левитану казалось, что в
номере стало светлее.
Однажды Исаак Ильич был в Измайловском зверинце. Грустный и растерянный
после неудачного самоубийства, он приехал сюда вздохнуть весенним воздухом.
В Измайловском зверинце точно бы сияло другое солнце. Исаак Ильич бродил
долго, печаль не оставляла его, она сегодня действовала сильнее природы. Но
в то же время он с наслаждением посидел на пне, уже высохшем после зимы,
глубоко втягивал свежий, острый ветерок, что почти колол лицо, как в
небольшой мороз. Пели первые птицы - зяблики, малиновки. С треском и шумом
вспархивала воробьиная стайка с полянки, где вчера паслась лошадь. Грачи
носили в клювах черные веточки в гнезда, как у Саврасова на картине. Ворона
каркала и оклевывала белую большую кость, недавно вытаявшую из-под снега.
Все это знакомое, тысячи раз виденное умиляло и волновало. Он обошел
стороной полянку, чтобы не вспугнуть воробьев, занятых поисками корма, с
удивлением проследил за ныряющим полетом птички, какой еще никогда не видал
раньше.
Вокруг все жило - маленькое и большое, красивое и безобразное,
значительное и ничтожное. И Левитану стало легче переносить свою печаль.
Сверх обыкновения, отправляясь в Измайловский зверинец, художник сунул в
карман несколько бутербродов. Они подкрепили его.
И пришла ночь. Постепенно смолкло все живое. Куда-то исчезли и
попрятались невидимо птицы. Они уже спали, не тревожимые людьми. Около
полуночи из-за дальнего облака выкатилась луна. Меловой свет ее был
тревожен, мертв и странен. Он прокрался в рощи и бродил в них, пугающий и
беспокойный. Левитан почувствовал неожиданный страх. Одиночество стало
ненужным и опасным. Вдруг холод пробежал по спине, минутный и острый. Исаак
Ильич быстро зашагал к жилью. Тогда заперекликались в ближних и дальних
окраинных домишках петухи. Снова повеяло на взбудораженного художника миром,
покоем, мудростью жизни. Он вынул часы. Они отставали .на пять минут.
Левитан с улыбкой подвел стрелку к двенадцати. Время петушье было точно, как
на курантах Кремлевской башни, и ему нельзя было не верить. В дождь, ураган,
в кромешной мгле осенних ночей, в летнем полусумраке, всегда, всю свою
недолгую жизнь кричит эта глупая и вещая птица, отсчитывая идущее вперед
время. Левитан шел и думал об удивительности этого петушиного чутья.
Слух художника внезапно привлекли другие звуки, торжественные,
клекочущие, зовущие. В лунном небе, как бы струящемся на необъятной высоте,
Исаак Ильич с трудом разглядел темную тень, похожую на нос лодки. Временами
она словно бы ныряла в облаках, как в волнах, течение сносило ее вбок,
опрокидывало на ребро и топило. Потом она выплывала в стороне, прямая,
остроносая. Левитан остановился, провожая взглядом ночных журавлей. Они
летели в направлении Звенигорода, где Исааку Ильичу припомнилось обширное
кочкастое болото, на котором он видел эту длинноногую птицу в прошлом году.
Левитан пропустил быстро идущую лодку, смотря ей вслед. Скоро она стала
появляться совсем неясно, на мгновение, точно махали темным флагом вдали я
прятали его. Исаак Ильич пережил сильное возбуждение. Художнику захотелось
скорее из Москвы, туда, в Саввину слободу, вдогонку за журавлями. Он
возвратился около трех часов ночи в сонную и неприятную "Англию". Левитам
спал спокойно, поздно вскочил с постели и, не одеваясь, принялся считать
деньги, заготовленные на летнюю поездку в Саввину слободу. Скупо их хватало.
Начались сборы в отъезд.
Но так одними сборами все и кончилось. Опять Левитан стал бояться
одиночества, наступление ночи пугало... Художник пожаловался Антону
Павловичу. Чехов задумался и вдруг оживился:
- Знаешь, Левитан, тебе не надо ездить в Саввину слободу. Ты там уже
был. Новые впечатления тебе нужнее. Проведи это лето с нами. Мы отправляемся
на Истру, к городу Воскресенску, недалеко от Нового Иерусалима, в имение
Бабкино. Кстати, истринские места - прямое продолжение звенигородских
краев. Историки говорят, что патриарх Никон завидовал летней резиденции царя
Алексея Михайловича в Савво-Сторожевском монастыре и решил найти среди
подмосковных местностей такую же. Сто пятьдесят дьячков были посланы на
поиски. Они на Истре и остановились. Пиши каждый сучок, они кричат, чтобы их
написал Левитан. B самом Бабкине едва ли удобно тебя устраивать, мы сами
гости. Ты поселишься в ближней деревушке. Будем каждый день вместе. Подумай
и укладывай свои сейфы и несессеры. Мы скоро отплывем целым цыганским
табором Чеховых.
Левитан, не колеблясь, ответил:
- Я готов отбыть сегодня же.
- Чудно! - воскликнул Антон Павлович. - Я рассчитываю, что мы весело
поживем в Бабкине. Хозяева его - Алексей Сергеевич и Мария Владимировна
Киселевы - превосходные люди, любят литературу, искусство, а главное, не
чопорные, настоящие русские хлебосолы. Брат Иван Павлович репетирует
киселевских ребятишек - Сашу и Сережу. Через него с Киселевыми
познакомилась вся наша семья.
|