|
Лунная дорога
|
|
Незадолго перед закрытием, когда схлынула публика, один за другим
приехали владельцы картинных галерей - Солдатенков и Третьяков.
Солдатенков обходил комнаты быстро, разочарованно качал головой и, к
общему удивлению учеников, купил на последнем щите несколько заурядных и
серых вещей. Им Саврасов даже не поставил самой низкой отметки, а только
закрыл от них глаза руками и, дурачась, мелко перекрестил свою грудь. И
сразу после отъезда Солдатенкова Николай Павлович Чехов сказал Левитану:
- Видишь, Исаак, как расправляется Солдатенков. Решил, что все-таки
неудобно ничего не купить. Ну, напоследок и ткнул пальцем: забираю-де оптом,
заверните. На будущий год давай просить совет профессоров, чтобы нас с тобой
непременно повесили на дополнительном щите. Он солдатенковский. Хорошие
поместим в первых залах, под псевдонимом, а сюда давай под полным титулом.
Возьмут скорее.
Левитан вздохнул и одернул свой сюртук, тянувший в плечах.
- Как будто он сидит на мне не совсем хорошо? - тихо спросил Левитан.
- Я ужасно беспокоюсь. Так неловко ходить в костюме, не по тебе шитом. Я
устал, и вернисаж мне надоел, лучше бы его не было.
Чехов поправил левитановский сюртук и пошутил:
- Ага. Надоел! Это, брат, ты из зависти. Завистники всегда так
говорят. Вон солдатенковские счастливцы теперь собственные сюртуки могут
купить...
Павел Михайлович Третьяков казался очень скучным, ленивым и
нерешительным человеком. Он еле переставлял ноги, медленно переходя от
одного щита к другому. Он подолгу стоял перед каждой картиной, отодвигался
от нее, смотрел издали, вблизи, сбоку. Иногда Третьяков возвращался обратно
к какой-нибудь вещи и задерживался перед ней дольше, чем в первый раз.
Левитан искоса следил за Павлом Михайловичем. Ученики притихли,
наблюдая за знаменитым собирателем. Ни у кого не было особенных надежд на
успех. Ученики понимали, как трудно попасть в галерею, расположенную в
Лаврушинском переулке. Ученикам, однако, было приятно и лестно, что
собиратель серьезно интересовался их работами, не жалел своего времени.
Левитан дрогнул и не мог больше смотреть на Третьякова, когда он
остановился у пейзажа "Осенний день". Павел Михайлович не задержался здесь.
Юноше даже полегчало: ждать нечего, картина не произвела впечатления. Братья
Чеховы прекрасно поняли, что в это время происходило в душе Левитана. Вместе
с ним они отвернулись от разборчивого Третьякова и завели какой-то
посторонний, не относящийся к искусству, разговор. Левитан слушал, мало
понимая и втайне тоскуя.
- Смотрите-ка, Исаак, - вдруг радостно сказал Антон Павлович, - а
ведь этот Лоренцо Медичи из Замоскворечья опять постаивает перед вашими
"Сокольниками". Послушайте, по-моему, у вас клюет...
Левитан побледнел. По лицу его прошло такое страдание, что Антон
Павлович испугался, предполагая у художника обморок. Чехов осторожно
придержал юношу под локоть и невольно взглянул в ту же сторону, куда были
устремлены ужаснувшиеся глаза Левитана. Рядом с Третьяковым стояла сестра
художника. Она что-то без умолку говорила, размахивала и разводила руками и
почему-то несколько раз присела. Третьяков немного отодвинулся от женщины и
молча кивал головой. Потом он повернулся по направлению к Левитану, на
которого показала пальцем счастливо улыбающаяся сестра художника.
- Боже ты мой! Какое посмешище она из меня делает! - горько и
отчаянно пробормотал юноша. - Который раз, дура, по-медвежьи старается
вывести меня в люди!
- Полно, - успокоил Николай Павлович, - у хорошенькой женщины грехов
нет. У нее даже глупость - достоинство. Что бы она ни наляпала, Третьяков
будет только улыбаться и поддакивать. Смотри, она зовет тебя. Иди скорее. Я
уверен, что Павел Михайлович покупает "Осенний день".
Женщине не терпелось, она перестала делать знаки брату и примчалась
сама, стремительная, горячая, праздничная.
- Ах, какой ты неловкий байбак, Исаак! - прошептала она недовольно.
- Ты должен стоять около своей картины, а ты прячешься по углам, будто паук
в своей паутине.
Левитан подошел хмурый, растерянный, хотел сунуть руки в карманы, в
забывчивости пошарил по бокам и вспомнил, что был не в удобном своем
пиджачке, а в этом проклятом сюртуке с одним карманом позади, где-то под
болтающимися фалдами.
Павел Михайлович смотрел ласково.
- А я вас уже знаю, - сказал он, - с сестрицей вашей мы давно
знакомы... Я наслышан о вас... "Осенний день" мне понравился... Вам,
кажется, восемнадцать лет? - неожиданно спросил Третьяков.
Левитан не успел ответить: за него поспешила сестра.
- Да, ему только, только восемнадцать! - громко и горделиво
произнесла она. - Он у нас младшенький...
Несносный длинный сестрин язык не давал покоя. Художник в ярости,
подчеркнуто грубо, еле владея собой, отстранил сестру и резко сказал:
- За тобой пришел муж... Он в вестибюле тебя дожидается. Иди скорее...
Ты с утра на выставке.
Женщина зарозовела от обиды, больно ущипнула брата повыше локтя, но не
забыла незаметно от Третьякова оправить братнин сюртук, потянув книзу
разошедшиеся в стороны фалды. Третьяков простился с ней с плохо скрываемым
удовольствием, взял под руку Левитана и усадил его на ближний диванчик.
- "Осенний день" я готов приобрести, - сказал Павел Михайлович, -
давайте торговаться. Если не будете дорожиться, сговоримся. Я заплачу
столько, сколько пейзаж действительно стоит. Я купил много картин и немного
научился, чтобы и не передавать художникам и не обижать их.
- Я знаю, знаю, - пробормотал Левитан, пораженный своей нежданной
удачей, не способный в эту минуту даже думать о деньгах. - Вы, Павел
Михайлович, назначайте сами.
Третьяков недовольно насупился.
- Нет, зачем же так, - протянул он сухо. - Художник должен знать
себе цену, я никогда сам не назначаю.
Он внимательно всмотрелся в Левитана и понял, что придется сделать
исключение: рядом сидел большеглазый, красивый юноша с алыми щеками,
курчавый, мечтательный, его не было на земле,
он где-то витал.
- Проведите меня в профессорскую, - попросил Павел Михайлович с
усмешкой. - Профессора живописи цену деньгам знают. Они не продешевят.
Пусть они от вашего имени торгуются со мной.
На следующее утро в Школе живописи, ваяния и зодчества у Левитана было
больше завистников, чем друзей. Взволнованный удачей, юноша ходил тихо,
задумчиво, стыдливо опуская глаза, когда его поздравляли.
Алексей Кондратьевич пришел в мастерскую после трехнедельного запоя.
Саврасов устало и расслабленно говорил, часто зевал, медленно передвигался
от одной ученической работы к другой. Наконец он приблизился к Левитану и
долго, молча трепал его по плечу.
|