|
Лунная дорога
|
|
Весной 1900 года, в один из своих наездов в Москву из провинции, где
жил тогда Михаил Васильевич Нестеров, он навестил, как делал всегда, своего
школьного товарища и долголетнего друга. Исаак Ильич встретил его усталый,
изможденный, в нарядном бухарском золотисто-пестром халате, с белой чалмой
на голове. Он показался гостю торжественным и воистину великолепным.
Нестеров невольно подумал - такой мог бы позировать и Веронезе для "Брака в
Кане Галилейской". Хозяин не знал, куда посадить редкого и дорогого гостя.
Прошло много времени, а как будто бы друзья только что встретились. Болезнь
пощадила Левитана, последнюю неделю он был оживлен и радостен. Он говорил
много о будущих планах, надеждах, обоих волновало положение их в русском
искусстве, и друзья старались найти свое место в нем. Это оказалось не так
просто и легко.
- Дайте мне только выздороветь, и я совсем иначе буду писать, -
сказал Левитан. - Теперь, когда я так много выстрадал, теперь я знаю, как
писать. По крайней мере мне это кажется, - поправился Исаак Ильич. - Я
стал лучше понимать нашу молодежь, что шумит на всех перекрестках, свергает
старых идолов и воздвигает новых кумиров.
Он рассеянно рисовал на оборвыше от календаря какой-то новый мотив,
мелькнувший перед ним среди разговора.
- Спор между молодым и старым, - ответил Нестеров, - всегда труден,
и неизбежен, и необходим. Так было всегда. И будет. Из столкновения школ
рождается будущее новое искусство, новые ценности.
- Да, - вдруг горько протянул Левитан, - но в этой борьбе есть художники, которые не пристали ни к тому, ни к другому берегу. Мы с тобой
были признанными передвижниками...
- Признанными, но не любимыми, - вставил Нестеров. - Ты, я,
Константин Коровин и Серов, мы - пасынки передвижников. Среди них нам
остались близкими только Репин, Суриков, Виктор Васнецов...
- И еще кое-кто из сверстников, - сказал Исаак Ильич, оставил
рисовать и бережно спрятал в папку рисунок. - Недавно я был в Петербурге,
виделся с молодежью, дал на выставку "Мира искусства" этюд, дал и
передвижникам картину. Я прав перед самим собой. Ни у тех, ни у других я не
ко двору. Я ничей. Но меня оба стана обвиняют, что я очень долго делаю
выбор. Меня подталкивают, торопят, бранят, ревнуют друг к другу... Это так
тяжко... Одни забывают, что я двадцать лет связан с реализмом, с
передвижниками, уйти человеку из обжитого дома нелегко, хотя бы в нем жилось
уже и не так удобно. Другие негодуют даже на то, что я встречаюсь с главой
"Мира искусства" Дягилевым и люблю с ним беседовать. Несколько дней назад
один передвижник наговорил мне за этим столом столько любезностей, что по
его уходе я вынужден был звать доктора.
Левитан рассказывал, волнуясь и раздражаясь. Уже несколько лет среди
художников происходили яростные, непримиримые схватки за главенство в
русском искусстве. Талантливая молодежь, увлеченная французским
импрессионизмом, выступила против реалистов-передвижников. Она обвиняла их в
живописной отсталости, в пренебрежении самостоятельными задачами и целями
изобразительного искусства, в порче вкуса современников и самой гибели
подлинной русской школы живописи.
За год до смерти Исаака Ильича молодежь основала свою художественную
организацию "Мир искусства". Левитан вначале тяготел к "мирискусснникам".
Но, нерешительный и мягкий по характеру, Исаак Ильич не мог сделать
окончательного выбора между старым и новым. Он переживал мучительно шум,
поднятый вокруг него, стыдился своей слабости, сомневался в друзьях и
противниках. Слабое и хрупкое здоровье Левитана испытывало лишнее
напряжение, разрушавшее его.
Дружеская беседа при каждой встрече с Нестеровым непременно затрагивала
эти трудные, неизбежные вопросы. Художникам было многое не по душе в обоих
обществах. Левитан и Нестеров решили создать свое, привлекая в него лучших
из молодых собратий. Сегодня Исаак Ильич отнесся с особой горячностью к этой
мысли. Левитан и Нестеров уже видели свои будущие выставки, - и друзья
сговорились действовать.
Поздней ночью провожал Левитан Нестерова. Они шли тихо по безмолвным
московским бульварам, вспоминали протекшую юность, долгий путь в искусстве,
который уже сделали, хотели пойти по новому, надеялись на победу. Обоим было
хорошо, приятно, уверенно и крепко на земле. Левитан забыл свою трость дома.
Да она сегодня была и не нужна. Исаак Ильич хотел жить, бодро и смело шагал,
восхищался чудной весенней ночью, словно первый раз в жизни ее увидел.
Друзья простились, крепко обняв друг друга. Они надеялись скоро встретиться
и не подозревали, что встреча эта была последней.
Смерть застала Исаака Ильича за неоконченной картиной "Уборка сена". Он
писал одну из самых своих светлых, жизнерадостных и солнечных вещей в самый
канун преждевременной развязки. Через месяц после встречи с Нестеровым
Левитан поехал в Химки со своей пейзажной мастерской, как когда-то ездил
туда же с ним, молодым и юным пейзажистом, Саврасов. В Химках Левитан
простудился. Болезнь свалила его и не дала больше подняться. Среди
консилиума врачей был Антон Павлович Чехов.
Великий русский пейзажист умер 22 июля 1900 года.
После похорон в столе Исаака Ильича близкие нашли огромную связку
писем. На ней лежала маленькая записка, написанная Левитаном. В ней завещал
он сжечь после его смерти все письма. Желание покойного исполнили. Сожгли
письма художников Серова, Нестерова, Поленова, Карзухина. Больше всего было
писем А. П. Чехова. Их тоже не пощадили...
В тот год стояло удивительное лето. Сирень цвела два раза. Умирающий
Левитан застал начало второго цветения. Окна мастерской и жилых комнат были
настежь. В тяжелых и душных июльских сумерках лиловые и белые цветы свисали
почти до самых подоконников. Левитан с усилием поднимал голову с подушки,
тянулся к окнам и, лежа на боку, не отрываясь смотрел на свои любимые
цветущие кусты...
Москва. 1930-1940
|