|
Лунная дорога
|
|
Исаак Ильич платил хозяевам за ласку и заботу большой привязанностью. К
вечеру картину на мольберте поворачивали к стене. Вдруг появлялись жильцы
имения, словно их из решета вытряхнули. Все устремлялось на половину
Левитана и Кувшинниковой. Праздники Исаак Ильич целиком отдавал обществу.
Ездили верхом в далекие прогулки, устраивали поездки в соседние усадьбы,
ловили рыбу удочками, бродили с сетями по прудам и озерам. Но особенно часто
собирали грибы. Левитан увлекался этим почти так же страстно, как охотой. Он
приучил Весту лаять на мухоморы. Где мухоморы, там в траве белые грибы.
Исаак Ильич, довольный, с улыбкой, шел на звонкий собачий лай. Он понимал
оттенки собачьего тявканья. Веста по-разному беспокоилась на полянке, сплошь
покрытой грибами, и у отдельного мухомора. Корзина художника чаще, чем у
других, была полна.
За художником благородно и бескорыстно ухаживал весь дом. Исаак Ильич
не остался в долгу. Он написал во весь рост портрет хозяина Николая
Павловича Панафидина и подарил этому симпатичному и трогательному человеку.
Портрет был не в жанре Левитана, труден, непривычен, - и художник потратил
много труда, чтобы сделать все-таки отличный портрет.
В имение Софья Петровна пригласила двух молодых девушек - начинающую
поэтессу Таню Щепкину-Куперник и ее приятельницу Наташу Благоволенскую. На
озере против имения был островок. Левитан перевозил сюда на лодке Таню и
Наташу. Высадив "девочек", он сильными взмахами весел стремительно угонял
лодку и кричал издали:
- Ну, вот теперь и сидите, больше не приеду за вами! И все вас
забудут... Интересно, что вы станете делать?..
Подруги проводили привольный день - купались, загорали на солнце,
пели, декламировали. Таня писала стихи, Наташа разучивала монологи из
трагедий. Такое одиночество казалось чудесным. На закате Исаак Ильич
приезжал за счастливыми узницами. Он весело кричал:
- Девочки, ужинать! Сегодня раки и малина!
Таня и Наташа бежали к берегу, врывались в лодку, раскачивая ее с борта
на борт и почти зачерпывая воду. И Левитан с тревогой выравнивал веслами
старое, хилое и хлипкое суденышко.
- Перестаньте, - красиво картавил он, - я уже купался. Мне не
хочется быть ни утопленником, ни спасителем утопающих барышень-баловниц.
Лодка шла неровно и зигзагами по воде, красной от ветреного заката.
Ливень щебечущих тонкоголосеньких касаток проносился низко над озером.
"Девочки" старались поймать их руками. Исаак Ильич бросал весла и ловил
белой шляпой. Иногда возвращались с песней. Запевал Левитан "Лучинушку",
"Горел-шумел пожар московский", "Ах ты, сад, ты, мой сад, сад зелененький".
Вечер полон эхо - и молодой, юный смех с лодки разносился далеко. На
террасе дома стояла Софья Петровна и махала своими широкими рукавами. Она
носила какие-то странные хитоны собственного рукоделия. Молодость безобидно
дерзка и насмешлива. "Девочки" немного смущали Левитана, когда он
затруднялся ответить на их вопрос - какого цвета были хитоны на Софье
Петровне.
Раз отчалили в какой-то необыкновенно тихий, словно замечтавшийся
вечер. Левитан особенно любил такие безмятежные, почти кроткие вечера. Не
хотелось домой, он еле шевелил веслами или высоко подымал и смотрел, как
скатывалась с весел зеленоватая вода. "Девочки" перешептывались и лукаво
взглядывали на своего нерадивого перевозчика. Вдруг Таня, слегка волнуясь и
стараясь это скрыть, сказала Левитану:
- Хотите, я прочту новое стихотворение. Оно сегодня написано на
острове. Угадайте, что я описала в нем?
Поэтесса сконфуженно покашляла, замигала, щеки вспыхнули, точно вздули
в темноте огонь. Наташа смотрела на подругу испуганными, преданными глазами.
Она волновалась больше самой поэтессы. Левитан все это понимал, не хотел
стеснять и нарочно опустил глаза. Наконец дрогнувшим голосом юная поэтесса
неестественно выкрикнула первую строку, совсем смешалась, как-то безнадежно
махнула рукой и начала снова:
Бывают дивные мгновенья на земле:
Все дремлет в сказочной, прозрачной полумгле,
Под светом месяца, изменчивым и чудным,
Заснуло озеро, умолкнул шепот волн,
В прибрежную траву лениво брошен челн, -
И все полно покоем беспредельным.
О, если б всколыхнул вдруг ветер эту тишь!
О, если б зашептал проснувшийся камыш!
Проснулось озеро - и о любви запело!
О, если б, не боясь ни волн, ни страшной тьмы,
Ленивый этот челн вдруг отвязали мы
И к счастью полетели смело...
Исаак Ильич начал живо рукоплескать. Поэтесса принужденно кивнула и
осталась недовольна.
- Только-то? - спросила она.
Левитан захлопал снова, сильнее и закричал "браво", и эхо побежало
через перелески, болота, озера.
- Мне неприятно, - сказала Таня, - что вы не угадали, чем
вдохновлено мое стихотворение. Значит, оно плохое. Мне очень дорог и близок
ваш пейзаж "Вечер на озере" с развешанными на берегу сетями. Я думала о нем,
когда писала.
Исаак Ильич сейчас же спохватился.
- Вы же опомниться мне не дали, - быстро заговорил он. - Конечно,
конечно, я узнаю свою вещь в этом прелестном поэтическом описании. Оно лучше
моей слабой вещи. Я не совсем доволен ею. Очень уж я домики написал у воды
точные, похожие, скучные, со всеми ненужными деталями. Как у неопытного
живописца, ученика, который часто пишет то, чего не надо.
Девушки засмеялись, не поверив ни одному слову.
За Левитаном ухаживал весь дом. Все делалось в нем с расчетом, чтобы
доставить художнику приятное. Это всеобщее внимание действовало на Таню и
Наташу. Они относились к Исааку Ильичу с удивлением, как к чему-то
необыкновенному, почти с обожанием, гордились своей теплой и веселой дружбой
с ним.
Однажды он рисовал девушек. Портреты не удались. Исаак Ильич горевал и
принимался несколько раз переделывать. Таня пожелала написать в свою очередь
"портрет Левитана" стихами. Когда они были готовы, Софья Петровна дала
поэтессе лист хорошей толстой бумаги для рисования. Исааку Ильичу поднесли
на нем тщательно переписанное стихотворение:
"К портрету Левитана"
Как со старинного портрета,
К нам из ван-дейковских времен
В обитель суетного света
Сошел - и неохотно - он.
Как будто сам носил когда-то
Он черный бархатный колет,
Вот так и кажется, что взято
В нем все из тех далеких лет:
И заостренная бородка,
И выраженье темных глаз,
Что так рассеянно и кротко
Глядят, не замечая вас.
Покрыты бронзовым загаром
Его суровые черты.
Но все ж в улыбке есть недаром
Так много детской доброты.
Любовник чистого искусства,
Чуждаясь света и людей,
Другого и земного чувства
Он не таил в душе своей.
Он жить не станет без свободы,
И счастлив он в глуши лесной,
Ему знаком язык природы
И не знаком язык иной.
Таня Куперник
|