|
Лунная дорога
|
|
Когда Исаак Ильич поднялся, ему не на что было купить хлеба. Давно было
занято-перезанято у всех. Шатающийся после болезни художник пошел в один
богатый дом, где раз в неделю по четвергам принимали художников, писателей,
актеров. Левитан пользовался особыми милостям" хозяйки. Его допускали в
"салон" среди немногих гостей, еще не успевших стать знаменитыми.
Был только вторник, и неурочное появление художника к обеду удивило. Но
он принес несколько этюдов, как будто желая узнать мнение о них хозяйки.
Польщенная любительница искусств вещей не купила, но Левитана из вежливости
оставили "откушать".
Исаак Ильич протянул кое-как с неделю. Работа не ладилась. Художник
явился на аукцион Общества любителей художеств с недоконченными вещами.
Кроме выставок и частной продажи с рук, только здесь могли сбыть нуждающиеся
художники свои произведения, сбыть за бесценок, при удаче - скоро, и
Левитан рассчитывал на быстроту. Исаак Ильич приходил ежедневно справляться.
Но вещи залежались. День на пятый художник покраснел и опустил глаза. Над
частым посетителем улыбнулась молоденькая девчонка, дававшая справки.
На Арбате жил учитель рисования Ревуцкий. Левитан уныло пошел к нему, в
ту отвратительную по воспоминаниям квартиру, которую приходилось посещать в
самые безвыходные дни своей школьной жизни. Ревуцкий поденно нанимал молодых
художников, задавая им тему картины. Делец пользовался большой известностью
в мещанских и обывательских кругах, сбывая им дешевый товар.
Поденщик-художник заканчивал свой безрадостный труд. Ревуцкий расплачивался,
подписывал своим именем картины и отправлялся по невзыскательным клиентам.
Вещи Ревуцкого висели во многих купеческих особняках, по трактирам, даже в
борделях.
Левитан не работал у Ревуцкого уже больше двух лет. Упитанное сладкое
лицо мошенника самодовольно засияло при виде знакомого художника, об успехах
которого он знал из газет.
- А-а-а, - протянул он насмешливо, - я думал, вы забыли, в каком
арбатском переулке проживает некто, спасающий художников от голодной
смерти... Москва, ведь она неприветливая, черствая, скопидомная... Один
Ревуцкий готов служить искусству.
- Давайте тему, - перебил его Левитан.
- Ах, что вы! - выкрикнул Ревуцкий манерно. - Ах, посмею ли
признанному мастеру докучать подсказками! Да и подойдете ли вы теперь к
моему ателье? Не знаю, не знаю... У вас свои почитатели, у нас, бедных, тоже
свои... Впрочем... раздевайтесь... Предупреждаю; плата у меня та же. Может
быть, вы задорожитесь? Вы же на пороге к знаменитости... А знаменитость, это
значит куши, кушики, кушищи...
Левитан сказал резко и прямо:
- Платите - что хотите. Тему?
Он торопливо скинул свое пальто, размотал шарф с шеи и начал тереть
руки, разогревая их с мороза. Ревуцкий задумался, поднял глаза на старинную
хрустальную люстру и кстати оправил на ней одну висюльку, выбившуюся из
ряда. Исаак Ильич невольно подумал, что, наверно, чьими-то слезами облита
эта люстра, попавшая от разорившегося человека в грязное гнездо хищника.
- Слушайте, - приказал Ревуцкий, - речка, на бережку домик, вокруг
домика плетень, развешано разноцветное белье, сушится на солнышке, кругом
лес... Ах да, по воде плывет лебедь с лебедятами. Это ходкий мотивчик у моих
покупателей. Старушка с корзинкой идет по грибы от домика. За углом его, в
кустах, молодая красавица обнимает и целует молодого человека,
подстриженного горшочком... Понимаете, купеческий признак, домостройчик,
намек-с на сословие... Нанимаю на три дня. Размер - аршин с четвертью на
три четверги. Да, да... Небо делайте фиолетовое, воду темную, у
девицы-красавицы пышные груди, каравайчиками, чтобы из-под кофточки
выпирали. Прошу к мольберту. Эй, Степка, - крикнул он прислуживающему в
мастерской рыжему веснушчатому парню, - принеси господину Левитану из
кладовой подрамник с натянутым холстом. Да осторожнее, гляди, дуралей, не
продави холст лапой, как с тобой это бывает.
В конце третьего дня Левитан закончил картину. По привычке он чуть не
подписал ее и, морщась, остановился. Заказчик мельком взглянул, стал искать
свою кисть и недовольно забормотал:
- Какая несмелая рука! Никакого размаха! Вы раньше писали более
подходяще. Вот я сейчас "пройдусь" по ней и все заиграет. Смотрите, молодой
человек, что значит опытность.
Левитан не смотрел, испытывая страшную тоску и отвращение к развязному
нанимателю. Художник невольно вспомнил продающего картины на Сухаревском
рынке Саврасова. Сначала учитель, теперь ученик. Левитан получил деньги и
опрометью бросился на улицу.
Он убежал не простившись, чего не следовало делать. Ревуцкий не забыл
этого. Он любил почтительность. Когда нужда снова привела Исаака Ильича в
знакомый переулок на Арбате, Ревуцкий сначала не узнал Левитана, потом
попросил прийти завтра, на следующий день повторилось то же, и только пятый
скромный визит удовлетворил прощелыгу.
- А что бы вы делали без меня, господа начинающие художники? -
спросил этот нагло прищурившийся человек. - Я настоящий меценат, а не
какие-нибудь там Третьяковы... Я даю работу каждому, кто хоть сколько-нибудь
марать умеет. Попробуйте, господин Левитан, c картинкой прогуляться в
Лаврушинский переулок. Знаете, как Третьяков составляет галерею? По
с-п-и-с-к-а-м... Умные советчики угодных им художников переписали столбиком,
в алфавитном порядке. Третьяков заглянет в эти святцы, вас там нет, ну,
значит, не висеть вам в галерее, нос не дорос, приходите с бородкой, с
чином, с газетными вырезками в карманах. А я... да я с улицы любого пущу и
дам хлеба ковригу. Пишите-ка вы сегодня лунную ночь. Сад. В зелени павильон.
Пустите какую-нибудь китайскую чертовщину для красоты. Над прудом скамья. На
ней сидит барыня в белом платье, собачка рядом, на коленях возле скамьи
стоит молодой стрекулист, умоляюще протягивает к барыне руки, а она собачку
кормят сахаром... Ага! Какова темка? Умеет Ревуцкий фантазировать?
- Я согласен на любой сюжет, - поспешил сказать Левитан, заметив
недовольство на лице заказчика.
- Ах вы... неловкий! - воскликнул Ревуцкий. - Да вещицу такую с
руками оторвет
покупатель! Он ведь любит лунные ночи, любовные сцены, холодную
барыню... Он ведь понимает, что холод-то напускной... Под платьицем-то все
горит... Ночью пришла.., Павильон сзади... Дверка туда гостеприимно
отворена... Пожалуйте, милости просим...
Левитан взял кисти и смотрел в пол.
- А то валяйте под Шишкина, - не унимался Ревуцкий. - Вон висит с
него копия моей работы. - Он показал на стену. - Лес, конечно, надо
изменить. У него ели, вы на память катните сосны, у него медведи, вы
напустите свору волков. Для эффекта под сосной поместите плачущую девочку
лет десяти с корзиной, полной грибов. Пускай из корзины торчат навалом
красноголовые подосиновики, белые, рыжики. Покупателя в дрожь: волки-то ведь
съедят младенца... Ха-ха. Покупатель ужасается, а нам деньги. Запузыривайте
Шишкина. Вы пейзажист, значит, быстрее окончите вещь. Дешевле платить.
Тяжелая эта зима только к самому концу подобрела к Левитану. Можно было
уже обходиться без "мецената" Ревуцкого. Этюды хорошо покупались. Исаак
Ильич сумел даже скопить немного денег на лето.
|